«Зарядиться» у Кремля. Чем порадовал москвичей открывшийся парк?

Посетители здесь не только селфи делают, но и центр города разглядывают. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Только за первую неделю в «Зарядье» побывали 250 тыс. человек. ожидается, что за год парк будут посещать 10 млн. «АиФ» посмотрел, что там происходит сейчас, и разузнал, что будет дальше.

   
   

Парк живёт своей жизнью

Что только не хотели построить на месте бывшей «России»! И новый гостиничный комплекс, и

парламентский центр. Почему появился всё-таки парк и в чём его уникальность, «АиФ» рассказал урбанист, социолог, партнёр бюро Citymakers и соавтор концепции парка «Зарядье» Пётр Кудрявцев.

«Место бросало вызов»

- Пётр, если бы парк предложили сделать лет 7-8 назад, идею, наверное, не поддержали бы городские власти?

- А такое решение тогда и в голову прийти не могло - иначе относились к городской среде. В 2011-м первым публично эту идею высказал мой партнёр по Citymakers Андрей Гринев, и многим она казалась абсолютно утопичной. Даже когда мы с ним создавали «Друзей Зарядья» - некоммерческую организацию в поддерж­ку идеи парка, не представляли до конца, что из этого получится. Но вера в возможность утопии вообще присуща русскому человеку. И, как показывает история, реализованная утопия может принести не только счастье. В нашем же случае идея была чистой и благородной, примирила многих и как бы начала историю этого места с нуля - ведь, действительно, чего здесь только не было - и древние переулки, и еврейское гетто, и фундамент высотки, и огромная гостиница «Россия», и проект коммерческого комплекса, и идея парламентского центра. Очевидно, что это место словно бросало вызов будущему, поэтому и парк получился такой футуристический.

- В работе над парком участ­вовали и иностранные специалисты. Как это отразилось на конечном результате, что они привнесли из зарубежного опыта?

- Участие иностранцев было необходимо: за многие десятки лет в Москве - да и в России в целом - не строилось новых парков. А нам нужны были профессионалы именно в этом, причём умеющие создавать не обычные, а новаторские парки с мощной культурной и образовательной программой. П­оэтому в основе нашего международного консорциума работали архитекторы Diller Scofidio + Renfro (авторы знаменитого парка Хай-Лайн в Нью-Йорке), ландшафтные архитекторы Hargreaves Associates (авторы олимпийских парков в Лондоне и Сиднее) и наша команда Citymakers. 

   
   

Важно и то, что у иностранцев совсем другой взгляд на нашу действительность. Скажем, идея Парящего моста вызывала много вопросов у москвичей после представления концепции: зачем он нужен, ведь он не связывает берега? А оказалось, что это раскрывающая невероятные виды смотровая площадка. Или та же Стеклянная кора - зачем нужен этот огромный навес? А теперь, как только начинается дождь, все посетители укрываются под ней. Ну и ещё важно то, что иностранные звёзды архитектуры независимы и могут максимально открыто говорить о недостатках. 

Четверть века назад в окрестностях Кремля полгода жили бомжи: их палаточный городок москвичи обходили стороной, а после его ликвидации вывезли 60 грузовиков мусора. Сейчас на этом месте - парк «Зарядье». Как говорится, почувствуйте разницу.
Фото: РИА Новости / Игорь Михалев; Алексей Куденко

- Есть ли аналоги нашего парка за рубежом? 

- «Зарядье» немного похож на Миллениум-парк в Чикаго: там тоже прекрасная концертная площадка, яркая современная архитектура. В Садах у Залива в Сингапуре есть огромные теплицы. Их неким прообразом у нас является Стеклянная кора и Флорариум - места, где в «Зарядье» регулируется климат. Но, конечно, прямых аналогов нет, наш парк уникален, ведь на таком небольшом участке (всего 10,5 га) концепция природного урбанизма совместила природу, культуру и образование - получилась новая типология. 

Парк никогда не спит

- Вы сами гуляли в парке как обычный горожанин или бываете там только по делам?

- В случае с «Зарядьем» я до сих пор не могу разделить дело и отдых, ведь я занимаюсь им уже почти 6 лет с момента зарождения идеи. И так у всех, кто в нём принимал участие: у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, директора парка Павла Трехлеба и многих других моих «соратников по борьбе». В него нельзя не влюбиться. Я уже как-то говорил, что «Зарядье» - это словно птица Феникс: столько раз казалось, что она превращается в пепел и потом вдруг снова возрождается. Думаю, во многом это заслуга мэра Москвы. Если бы он не был таким последовательным защитником проекта, всё получилось бы не так, как задумывалось.

Гулять в парке очень люблю - прежде всего слушаю разговоры посетителей. Очень важна критика: в парке есть вещи, которые необходимо доделать, проверить, отточить. Одно дело - построить, совсем другое  - сделать так, чтобы парк вырабатывал весь свой потенциал и давал максимум впечатлений и возможностей для посетителей.  

- Пока хорошая погода, гулять на открытых простран­ствах приятно. А чем в «Зарядье» посетители смогут заняться в дождь и снег?

- Для меня, пожалуй, это и станет самым интересным - понять, как работает наша концепция всесезонности. Идея парка как раз в том, чтобы здесь можно было провести целый день независимо от погоды. Представьте, поздней осенью в парк приходит семья с двумя детьми. Они гуляют, потом, например, заходят в Медиацентр и узнают, что интересного происходит в Москве, на информационной стойке, покупают билет в Концертный зал и смотрят фильм в Машине времени. Потом гуляют ещё, начинается дождь, и они поднимаются под Стеклянную кору и отдыхают, ведь там всегда будет более комфортная температура, чем под открытым небом, из-за эффекта «тепловой ловушки» и подогрева воздуха инфракрасными излучателями. Идут на ланч в Гастрономический центр «Зарядье». Потом гуляют ещё и заходят в Заповедное посольство, где участвуют в познавательном семинаре по микробиологии или ботанике. Гуляют ещё, любуются видами с Парящего моста, слушают концерт в Концертном зале и ужинают в ресторане «Восход». Для каждого времени года могут быть свои сценарии.

Ночные посетители смогут любоваться уникальными видами на сверкающий огнями город. В Москве много «сов», я в их числе. А ранним летним утром можно позаниматься йогой на лугу - почему нет?

- Ну а зимой во всех парках в Москве заливают катки. А в «Зарядье» будет, может быть, горка?

- В нашем проекте был некий парафраз Псковской горки, на которой катались в стародавние времена. Сейчас рельеф именно этого места не очень подходит для её создания. Но в парке будет достаточно занятий зимой - главное, чтобы она была снежная! Знаете, в разные дни я прихожу в парк разными маршрутами. И он удивительным образом по-разному раскрывается - через щели переулков, с высотных доминант, с набережных. Уверен, от него можно ждать ещё много приятных сюрпризов, о которых мы даже не догадывались. 

- В парк завезли огромное количество растений. А животных и птиц подселить не планируется? 

- Уже сейчас представители Зоомузея МГУ обнаружили на территории «Зарядья» 27 видов птиц, включая соловьёв и зябликов. Мне кажется, «Зарядье» уже живёт собственной жизнью - надо просто дать ему время.

- Что в парке ещё планируется сделать такого (или это будет открыто чуть позже, как Концертный зал), о чём мы ещё не знаем?

- В апреле ждём открытия Концертного зала. Можно готовиться к «Полёту над Москвой» (так называется виртуальный тур по главным достопримечательностям столицы) и посещению ресторана «Восход». В октябре заработает Ледяная пещера. Я очень надеюсь, что в какой-то момент поток людей в парк спадёт и уберут ограждение вокруг, как и было задумано.  

«Будем тут грибы собирать!» 

А что думают о «Зарядье» те, для кого его, собственно, и с­оздали? «АиФ» расспросил посетителей, и оказалось, у парка уже есть преданные п­оклонники.  

Лес в центре города

«Хожу сюда третий день подряд, - уверяет Анна Петровна, москвичка, 66 лет. - Просто дышу. Я живу в самом центре, на Тверской, мне до «Зарядья» пешком минут пятнадцать. И для меня это в первую очередь свежий воздух! Дачи у нас нет, с внуками по бульварам гуляю. А тут, когда деревья и кустарники окрепнут, настоящий лес в центре города будет! Может, ещё грибы собирать будем. Я всегда завидовала подруге, которая, только не смейтесь, в Марьине живёт, у них там парков полным-полно. Теперь и у нас свой появился».  

Тему леса в центре города поддерживает и симпатичная девушка Ангелина Ордовская, студентка Высшей школы экономики: «В Норильске, где я выросла, вообще нет деревьев, поэтому парк такого масштаба впечатляет. Буду здесь частой гостьей, благо мой вуз рядом. Ещё мне понравилось, что смотреть на Москву тут можно не только в хорошую погоду. Пошёл дождик  - мы с подругой спрятались под купол. Сухо и тепло».

Возле детской площадки две мамы: одна - с двумя малышами, другая - с детьми постарше. «Мы живём далековато от центра - в Медведкове, но двоих сыновей-подростков я стараюсь каждые выходные в центр привозить, - рассказывает психолог Елена Кузнецова. - Мы ходим в музеи, на экскурсии. Всегда очень уставали - передохнуть негде, посидеть в кафе и перекусить в центре для нас дорого, доезжали к себе полуживые и полуголодные. А теперь после культурно-научной программы будем отдыхать в «Зарядье». Тут спокойно можно присесть на лавочки, а летом - прямо на травку и съесть принесённый из дома бутерброд, никто косо не посмотрит». «А мне больше всего в Медиацентре пригодилась комната матери и ребёнка, - немного стесняясь, говорит мама двух трёхлетних девочек-двойняшек Инна. - И вдоль Парящего моста - длинная лавка. С моими непоседами на ней очень удобно город рассматривать. Близко к стеклу они боятся подходить, маленькие ещё!» 

«Парижу  уже не завидую»

Уже обжита и набережная. На ней тусуется молодёжь, степенно прогуливаются семейные пары. Роман Кульков, преподаватель информатики, москвич в третьем поколении, отмечает: «Благодаря «Зарядью» вдоль Кремля теперь благоустроенная набережная. Я всегда завидовал европейским столицам, особенно Парижу: там по набережным приятно прогуляться, посидеть в кафе, помечтать, а у нас они долгое время играли роль мостовых, что ли. Важный для моей семьи момент (у нас ребёнок с ограниченными возможностями здоровья) - пологий спуск сюда из парка удобен для коляски». 

Чем могут заняться школьники и студенты? Им нравится читать свои стихи со сцены, пока там не появились «профессионалы жанра». Есть мороженое. Читать книги, лёжа на траве. Не нравится, что много людей, особенно на Парящем мосту. «Но ничего, я сюда зимой ходить буду, в холод не все прогулки любят, а я морозоустойчивый», - улыбается с­таршеклассник Андрей.