Замки «третьего мира». Как дворянские особняки стали посольскими

2. Дом Игумнова ( резиденция французского посла). © / CC BY-SA 3.0/Nickolas Titkov / Commons.wikimedia.org

Это особняки и усадьбы XIX - нач. XX в. В 1918-м, когда большевистское правительство прибыло из Петрограда в Москву, встал вопрос: куда «расселять» дипмиссии стран, представителей международного коммунистического движения и просто «сочувствующих» мировых знаменитостей вроде «красной босоножки», великой Айседоры Дункан? Ей в 1921-м отдали роскошный особняк конца XVIII в. на Пречистенке, д. 20 ➊.    
   

Читайте также: История любви: Сергей Есенин и Айседора Дункан

Так дворянские и купеческие имения превратились в посольские. На сегодня в центре столицы 73 «объекта», подведомственных МИД, а точнее, управлению по обслуживанию дипломатического корпуса. В некоторые пускают даже простых смертных, но в особые Дни исторического и культурного наследия (в этом году 19 апреля и 16 мая).

1. «БосоножкеZ» Айседоре Дункан советская власть дала особняк. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Мастерская с Семью углами

Многим знакомы дом купца Н. В. Игумнова на Б. Якиманке, 43 (с 1938 г. - посоль­ство Франции, с 1997-го - резиденция французского посла), ➋ - дом-терем, дом-ларец, или резиденция посла Великобритании на Софийской наб. (считается самой красивой в мире), д. 14, стр. 1-4 (архитектор сам Шехтель!) ➌. Но уверена: мало кто знает, что в доме самого Фёдора Шехтеля, построенного им в 1894-1896 гг. для своей семьи, проживает посол Уругвая (Ермо­лаевский пер., д. 28) ➍. Надо заметить, что по каким-то неведомым причинам таким странам, как Марокко, Аргентина, Куба, Сирия, Танзания, Новая Зеландия, Афганистан, с посольскими зданиями повезло уж как-то особенно! Что ни особняк - то уникальной красоты творение. 

Но вернёмся к дому шехтелевского семейства, который автор и глава семьи называл в письме другу Чехову «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Построен дом был вынужденно: в прежнем скончались его тёща, а следом - 7-летний сын Борис. Супруга находилась в положении, и смена обстановки была жизненно необходима. Три ириса на мозаике нового дома - бутон, цветущий и увядший - стали словно напоминанием о связи жизни и смерти... Само же здание необычно даже для «разностильной» архитектуры Москвы - оно подобно замку: тёмные стены, узкие окна, восьмигранная башня главного входа и ещё одна с остроконечным шатром... Это романский европейский стиль X-XII вв. Но в то же время дом - предвестник модерна: кованые решётки ограды, мозаика над входом. Счасть­е, что и снаружи и внутри он сохранился в неизменном виде, а его интерьеры и обстановка уникальны. Мастерская архитектора - комната неправильной формы (семь углов) с огромными окнами - отдельное произведение «авторского дизайна»! После 1917 г. в особняке жил приятель Сталина тов. Бубнов, пока его не расстреляли, потом в нём размещались учреждения, а с 1950-х гг. - Посольство Восточной Республики Уругвай. С 2008 г. здесь личная резиденция посла. 

4. Этот дом Шехтель строил для своей семьи. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Дом крестьянина

Дом крестьянина - были при советской власти в городах такие гостиницы для приезжих из деревень. А в нашем городе и теперь есть такой - доходный дом разбогатевшего на торговле крестьянина П. Лоськова. Б­елокаменный замок 1905-1906 гг. редкой архитектуры (автор - не слишком известный Александр Зеленко) в Мансуровском пер., д. 4, ➎ - ныне посольство Сирии. Стиль - северный модерн: с готическими формами, напоминающими средневековый замок, фигурным выступом на фасаде. В целом производит впечатление массивности и строгой простоты (элементы декора убрали при советской власти, после чего перестроенное здание гладко оштукатурили, но недавняя реставрация вернула фасаду первозданный вид с панно, фигурным козырьком, гранитной облицовкой и сложной кровлей).

В Доме Лоськова с 1916 по 1926 г. в одной из квартир жил легендарный полководец Первой мировой генерал А. Брусилов. Здесь в октябре 1917-го он был ранен осколком снаряда - метили, скорее всего, на ближнюю Пречистенку, в большевистский штаб Московского округа, но разорвался он под окнами во дворе. «Моя первая рана - от русского снаряда», - писал генерал. А в самом начале ХХ в. на месте замка стоял деревянный домик, тоже принадлежавший Лоськову. В нём снимала квартиру Мария Ульянова, мать Ленина. К ней он и приехал, вернувшись из-за границы: «Я прямо поехал к матери в Москву. Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова...»

   
   
5. Стиль северный модерн - редкость для Москвы. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Дворец для крепостного

Вот уж кто постарался для будущих послов, сам того не ведая, так это великий мастер модерна Лев Кекушев! На Поварской два дивных особняка, точнее, мини-дворца, стоящих рядом, - Посольство Афганистана (д. 42) ➏ и Посоль­ство Новой Зеландии (д. 44/2) ➐. Второе - один из лучших в мировой архитектуре образцов модерна. У Кекушева этот стиль индивидуально окрашенный: ажурные балконы, множество арок, обильный декор (лепнина, барельефы, витражи) и непременный фирменный знак-метка Льва. Но именно на этом доме льва вы не найдёте, хоть и есть сведения, что львиными масками были некогда украшены дымовые трубы. Бунин писал в 1918-м: «Великолепные дома на Поварской реквизируются один за одним. Из них вывозят и вывозят куда-то мебель, ковры, картины, цветы, растения...» Потом, когда иные из них отдавали дипмиссиям, мебель и картины ввозили уже из музейных фондов, как в Посольство Афганистана в 1922-м. 

В соседнем Посольстве Новой Зеландии, пожалуй, ещё большую ценность, нежели необычный, изящный и живописный внешний облик «городского замка», являет собой внутреннее убранство. Зимний сад с витражами и растительным орнаментом, мрамор и бронза парадной лестницы, гипсовый плафон в светлой гостиной... Немудрено, что дом обожают его обитатели, - супруга бывшего посла написала историю здания, посол же нынешний отметил 100-летие здания резиденции настоящим праздником, издав книгу «Особняк И. А. Миндовского» и получив премию «За уважение к культуре России» от правительства Москвы. Кто такой Иван Миндовский? Внук бывшего крепостного с Поволжья (который не только смог выкупить себя и свою семью, но и стал преуспевающим фабрикантом) - текстильный магнат. Он имел в Москве ещё два шикарных дома (один из них - ныне Представитель­ство ООН в Леонтьевском пер., д. 9) ➑. Да и дочерей расселил красиво - обеих во Вспольном пер., теперь это резиденция посла Индии (д. 9, стр. 2) ➒ и Посольство Туниса (д. 1) ➓. И сына-наследника не обделил: в его доме в Староконюшенном пер., д. 1/6,  сейчас одно из красивейших посольств - А­встрии.