Тушинский аэродром: от бомбардировщиков до «Металлики» и «Спартака»

Тушинский аэродром. © / CC BY-SA 3.0/Aleksander Markin / flickr.com

«Первым делом, первым делом самолёты…» — поётся в популярной песне из кинофильма «Небесный тихоход». Для всего остального у военных лётчиков всегда было слово «потом». Такие же приоритеты были и у Тушинского аэродрома, расположившегося на северо-западе Москвы. Однако самолёты для аэродрома уже давно перестали быть «первым делом», а в 2014 году настало то самое «потом», о котором и пелось в песне.

   
   

Первым делом самолёты

Открывшись в 1935 году, аэродром сразу занял важное место в планах обороны города. Во время Великой Отечественной именно отсюда взлетала военная авиация, включая истребители и бомбардировщики. Аэродром оказал незаменим, когда немецкие войска приблизились к советской столице.

После завершения боевых действий аэродром продолжил служить военным целям. Он был одним из важнейших звеньев в цепи противовоздушной обороны Москвы. Здесь базировалась военная авиация, а также производились взлёты командной и парадной авиации.

Однако постепенно страсти оставшейся в прошлом самой масштабной, кровавой и разрушительной войны начали остывать. В разгаре была война холодная, но в 70-х годах как со стороны СССР, так и со стороны США начали предприниматься первые попытки сгладить отношения. Стало понятно, что можно потихоньку выходить из военного режима на более мирный.

Взлёты военных самолётов с Тушинского аэродрома практически прекратились. Их место заняла спортивная авиация. На территории в 200 гектаров между Волоколамским шоссе и набережной Москвы-реки начали проводиться авиационные фестивали, на которые съезжались десятки тысяч зрителей, чтобы понаблюдать за фигурами высшего пилотажа в исполнении ведущих асов страны.

Но постепенно и это увлечение ушло в тень. Аэродром, обескровленный отсутствием взлётов и посадок, в начале 80-х годов постепенно начал зарастать и приходить в упадок. Всё ближе к закату Советского Союза близился и закат Тушинского аэродрома с его прямым назначением.

Авиационно-спортивный праздник, посвящённый Дню Воздушного флота СССР. Тушинский аэродром. 1989 г. Фото: РИА Новости/ Птицын

Спорт, преступники, рок-н-ролл

Ближе к началу 90-х годов жизнь на аэродроме начала оживать. Правда, вместе самолётов центром внимания стали сцены, а вместо лётчиков — музыканты. Тушинский аэродром, или просто Тушинка, как начали его называть поклонники рок-музыки, стал местом проведения крупных концертов. Одним из первых и уж точно самым крупным, побившим и удерживающим рекорд для нашей страны стал концерт Monsters of Rock 1991 года, когда в Москву приехали такие звёзды мировой рок-сцены, как AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes. По разным данным, на том концерте присутствовало от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Точную цифру установить сложно, ведь вход был абсолютно бесплатным, и «меломаны» стягивались со всей страны.

   
   

Единственное, что напоминало о прямом назначении аэродрома в тот день, был военный вертолёт, который кружил над полем, пытаясь следить за попытками организовать беспорядки. На земле за безопасность отвечали от 11 до 20 тысяч сотрудников милиции и ОМОНа. Но без инцидентов, конечно, не обошлось. Всего в результате потасовок, подогреваемых алкоголем, пронос которого на концерт никто не ограничивал, и он зачастую выпивался прямо из канистр, пострадали порядка 100 человек, около 15 из которых были военнослужащими внутренних войск. Но концерту это не помешало. Более того, многие поклонники группы Metallica до сих пор считают, что это было лучшим живым выступлением их кумиров. Благодаря этому концерту, Тушинский аэродром даже вошёл в знаменитую компьютерную игру Guitar Hero как одно из возможных мест проведения концертов.

Фестиваль «Монстры рока» на Тушинском аэродроме, 1991 г. Фото: РИА Новости/ Александр Поляков

С тех пор на территории бывшего аэродрома прошло множество фестивалей и рейвов. Так, с 2000 года здесь практически бессменно проводился рок-фестиваль «Крылья». А с 2011 по 2013 годы именно Тушинка была выбрана местом для рок-фестиваля «Максидром». Для «Крыльев» же аэродром становился домом вплоть до 2007 года с перерывом на 2004 год. Дело в том, что в 2003 году во время проведения музыкального фестиваля был организован террористический акт. В толпу проникли чеченские террористки-смертницы, которые подорвали себя в очереди на вход на территорию. В результате взрыва погибли 14 человек и были ранены 60.

В 2006 году было решено, что именно Тушинский аэродром станет домом для московского «Спартака» — московские власти выдали долгожданное разрешение на строительство здесь нового стадиона красно-белого клуба. Стройка, правда, затянулась и завершилась лишь в 2014 году. Но теперь здесь стоит один из лучших, а пока, наверное, даже лучший стадион в России, который примет несколько матчей предстоящего в 2018 году чемпионата мира. Для удовлетворения возросших транспортных потребностей на территории аэродрома была расконсервирована, отреставрирована и открыта новая станция метро, которая получила имя «Спартак».

Пока на территорию аэродрома привлекает лишь красно-белый спартаковский стадион, расположившийся посреди огромного поля, занимающего примерно 200 гектаров. Но уже в ближайшее время здесь начнётся активная застройка.

Стадион «Спартак». Фото: www.russianlook.com

Новая жизнь

На протяжении достаточно долгого времени власти Москвы не принимали решения относительно будущего территории бывшего Тушинского аэродрома. Вариантов развития было много: от создания здесь небольшого аэропорта для частной авиации до плотной застройки района жилыми домами и офисными центрами. Однако не так давно был разработан проект комплексного развития и благоустройства территории бывшего аэродрома «Тушино».

Проектом предусматривается строительство таких спортивных объектов, как центр художественной гимнастики, ледовый дворец, центры водного и автомобильного спорта, футбольные поля и теннисные корты. Также планируется возвести жильё и объекты социальной инфраструктуры: детские сады, школы, поликлиники.

В доработке проекта активное участие приняли и москвичи, которые могли проголосовать за развитие территории аэродрома «Тушино», а также выступить со своими инициативами с помощью проекта «Активный гражданин».

В итоге проект застройки поддержали 82% из 263,7 тысячи участников опроса. Из них более 7 тысяч поделились своими предложениями по улучшению проекта. Самыми популярными вариантами стали увеличение парковой зоны с деревьями и кустарниками, а также создание на территории музея авиации или музея бывшего Тушинского аэродрома.

Не забыли создатели проекта и про набережную Москвы-реки. Вдоль неё будет создана специальная рекреационная зона площадью более 30 гектаров с обустроенными набережными, местами отдыха и велодорожками. Рядом с новой станцией метро «Спартак» предусмотрено строительство транспортно-пересадочного узла с автобусной станцией и многоуровневым паркингом.