Тон эпохи. Зодчий храма Христа Спасителя возродил старинный русский стиль

Архитектор Константин Тон. 1870-е гг. © / Commons.wikimedia.org

Русский немец

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Материальное положение и статус отца позволили мальчику выбрать профессию, которая была ему по душе, и получить блестящее образование. Отучившись в Петришуле (школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге), он стал воспитанником Императорской академии художеств, начав изучение архитектуры в 1808 году.

   
   

В 1815 году успехи молодого архитектора были отмечены присвоением ему звания художника 1-й степени и малой золотой медали за проект здания сената. Тона оставили при академии в качестве преподавателя, а позже, как одного из самых талантливых её выпускников, его отправили для продолжения обучения в Италию (привилегия, которой удостаивались далеко не все).

Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org

Признание в Италии

За 6 лет, проведённых за границей, Тон досконально изучил первые христианские храмы, памятники античной архитектуры. В Риме им был создан проект церкви в форме древней базилики, причём снаружи она имела вид греческого храма, но была приспособлена под православное богослужение. В Италии архитектором были созданы и другие проекты: ему принадлежала идея восстановления храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме и многие другие проекты, благодаря которым он получил признание за границей.

В 1828 году Тон вернулся в Россию. Благодаря тому, что дворец Цезарей очень понравился Николаю I, архитектор был причислен к кабинету Его Величества с огромным по тем временам жалованием в 3000 рублей в год. Именно благоволение российского самодержца позволило ему разработать, а главное — воплотить в жизнь проекты, которые поражают своими масштабами даже сегодня.

Главный храм России

В России Тоном было создано множество проектов, но делом жизни архитектора стал храм Христа Спасителя. Именно он стал квинтэссенцией заграничного опыта Тона, его знания русского народного зодчества и мастерства.

Создание в Москве храма, который должен был стать своеобразным коллективным кенотафом русским солдатам, погибшим во время наполеоновских войн, планировалось ещё в 1829 году. Первоначально он должен был появиться на Воробьёвых горах, но вскоре по разным причинам возведение храма в этом месте посчитали нецелесообразным, а проект, составленный А. Л. Витбергом, был признан неосуществимым. Проект нового здания император самолично поручил Тону с тем условием, чтобы он имел старинный русский стиль.

Строительство храма длилось 44 года, и на момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. Здесь могли разместиться 10 000 человек, высота здания составляла 103 м (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей — 22 000 квадратных метров, 9000 из которых были позолочены.

   
   
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство храма велось в течение 1839–1883 гг. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 гг. Фото: РИА Новости / Юрий Артамонов

Несмотря на то, что у проекта были ярые противники (художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра»), вскоре огромное строение в самом центре Москвы стало неотъемлемой частью столицы, символом русского православия и самодержавия. Во многом именно поэтому он был уничтожен большевиками в разгар воплощения в жизнь сталинского генплана в 1930 годы, а после распада СССР вновь восстановлен.

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Не прижившийся стиль

Разработанный Тоном особый архитектурный стиль, который представлял собой сочетание византийской традиции и русского народного зодчества, не прижился в России. Сразу после смерти Николая I, которому импонировали такие здания, большинство архитекторов отошли от него, а Тона стали критиковать за излишнюю сухость. Однако главной его заслугой стало то, что он сумел обратить внимание русских зодчих на историю своей страны.