Точнее, бережнее, быстрее. Точечная застройка - благо для Москвы?

За последние 5 лет 70 исторических зданий включили в реестр объектов культурного наследия. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

На эти и другие вопросы «АиФ» ответил Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.    
   

Центр в жертву не приносим

Екатерина Бычкова, «АиФ»: Москва - старинный красивый город. Как сохранить его исторический облик, одновременно делая жизнь в центре комфортной для современного человека? Не для этого ли приходится жертвовать исторической застройкой, например, изменяя фасады или снося постройки?

Марат Хуснуллин: Историческая часть города - наш капитал, который нужно сохранять. Но при этом она должна быть привлекательной. А как это возможно, если есть отдельные здания, которые на сегодняшний день находятся в аварийном состоянии или настолько ветхом, что через ближайшие 2-3 года начнут рассыпаться? Если мы говорим не о памятниках культуры и архитектуры, то такие постройки, конечно, лучше сносить... Что касается конструктивизма (последняя история, взбудоражившая общество, как раз касается сноса зданий, относящихся к периоду конструктивизма. - Ред.), то я всегда подчёркивал: это дело вкуса. Кому-то нравится это направление в архитектуре, кому-то не нравится. Но есть закон, который определяет, что нужно сохранять. А судьбу отдельных, находящихся в предаварийном состоянии зданий, не являющихся памятниками, определяют коллегиально власти, эксперты и собственники этих зданий. Безусловно, тщательно анализируется ситуация по каждому дому, просчитываются последствия. И только тогда принимается коллективное решение, что с ними делать. Конечно, это такая работа, которая никогда всех не удовлетворит.

Кстати, за последние 5 лет нам удалось спасти порядка 200 исторических зданий, отменив решения об их сносе, выданные до 2010 г. Сохранено ещё более 70 домов: их включили в Реестр объектов культурного наследия. Нами были прекращены инвест­контракты на строительство в ЦАО 23 млн м2 недвижимости - проектов, которые городу были не нужны, потому что их реализация привела бы к ухудшению градостроительной и транспорт­ной ситуации и они вызывали многочисленные протесты со стороны жителей. Да, и часть проектов предполагала снос исторических зданий. Так что ни о каких «жертвоприношениях» ради развития центра города говорить не приходится. Мы вообще настроены на то, чтобы в центральной части Москвы стройку свести к нулю.

- Тогда придётся чаще применять точечную застройку?

- Её на сегодняшний день мы минимизировали. Уйти от точечной застройки совсем невозможно. Есть какие-то обязательства, взятые городом, и их надо выполнить - построить поликлиники или магазины шаговой доступности в старых районах. Но вообще стоит понимать, что точечная застройка для экономики города, как бы странно это ни звучало, - дело хорошее.

- Потому что есть готовая инфраструктура - дороги, больницы, школы, магазины...

   
   

- Да. В мире есть показатель - инвестиции на квадратный метр городской площади. Москва по этому критерию среди мегаполисов мира оказалась не на лидирующих позициях. Почему? Мы можем не уплотнять сложившуюся застройку. А в мире это непозволительная роскошь. В Сеуле, Токио, Гонконге, Шанхае каждый метр имеет колоссальную стоимость. И власти этих мегаполисов пытаются сделать города как можно более плотными, ведь пешая доступность позволяет на многом сэкономить.

Что касается Москвы, мы стараемся соблюдать баланс интересов: строить то, что нужно городу, и там, где это необходимо. И вместо точечной застройки предпочитаем комплексную - промзоны и территории Новой Москвы нам такую возможность предоставляют.

Одноразовых арен не возводим

- Столица - один из городов проведения чемпионата мира по футболу-2018. Будут ли востребованы стадионы, если мундиаль отменят?

- Во-первых, нет оснований говорить об отмене чемпионата. Во-вторых, в Москве не возводится ни одного объекта так называемого «одноразового» использования. Каждая постройка - важный элемент в развитии города. Мы не просто строим и реконструируем спортивные комплексы, но и, если так можно выразиться, «привязываем» к ним новые станции метро, МКЖД, подъездные пути, чтобы каждый мог добраться до них быстро и с комфортом. Создаём вокруг них места для проведения досуга. То есть создаём полноценные территории спорта и отдыха.

Главные объекты мундиаля - стадионы «Открытие Арена» (введён ещё в 2014 г.) и «Лужники» (реконструкция идёт опережающими темпами). Вы смотрите сейчас чемпионат Европы по футболу? Видели, какие во Франции современные стадионы? А вы знаете, что в заявочной книге, которую наша страна подписала с ФИФА на проведение соревнований, в «Лужниках» требовалось создать 89 тыс. посадочных мест? Вместить столько в старую арену означало подписать приговор зданию. И снести. Никто же на это не пошёл: мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин провёл колоссальную работу, чтобы убедить ФИФА сохранить «Лужники». Нам разрешили сделать столько мест для зрителей, сколько позволяет реконструкция арены (число кресел увеличится с 78 тыс. до 81 тыс. - Ред.). А что значит сохранить арену? Применить другие технические и инженерные решения. Новый стадион можно было бы построить намного быстрее. И дешевле. Но мы усложнили себе жизнь, так как считаем «Лужники» настоящим памятником советской архитектуры, символом Олимпиады-80.

- Как будут использовать новые спортивные объекты после чемпионата?

- Всё будет служить городу и людям! И это касается не только упомянутых стадионов «Открытие Арена» и «Лужники», но и 11 футбольных полей для дет­ских и юношеских спортшкол, которые во время чемпионата-2018 станут тренировочными площадками. А после мундиаля здесь откроются спортшколы и кружки, куда смогут прийти все желающие. Знаете, с 2011 по 2015 г. в столице модернизировано и построено с нуля свыше 6 тыс. спортсооружений. И сегодня, если верить опросам, регулярно занимается спортом уже каждый третий горожанин!

Где метро «рыть» будем?

- В мегаполисе активно строится метро. Из-за большого объёма работы новые станции открываются с задержкой?

- Действительно, некоторые станции метро открываются с опозданием на полгода или на год. Но это опоздание от ускоренного графика! Не от нормативного! Скажем, участок линии в 5 километров с 3 станциями в мире менее чем за 5 лет, никто не возьмётся строить. А мы говорим: нет, будем строить за 3 года! А когда получается за 4, начинаем заниматься самобичеванием, говорим, что не успели... Вообще по срокам строительства мы конкурируем сегодня только с китайцами. Больше никто быстрее не умеет.

Мэр Москвы Сергей Собянин (в центре) и глава стройкомплекса Марат Хуснуллин (второй справа) рассматривают модель тоннелепроходческого щита на строящейся станции «Некрасовка». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

- Поэтому нас приглашают «рыть» в другие страны?

- Да, нам поступают предложения строить метро в других странах. Индусы нас зовут, вьетнамцы, иранцы. Что отвечаем? Сначала у себя закончим... а потом приедем к вам!

- На чей опыт сегодня в строительстве подземки мы опираемся?

- Нашему метро 81 год. У нас накоплен свой богатый опыт, включая технологии. Тогда, 80 лет назад, был в ходу «лондонский» метод: однопутные тоннели и «островная» платформа. Большинство станций строились и строятся так. Но эксперты подсчитали: выгоднее двухпутные тоннели и «береговые» платформы. Это «мадридский» метод. В Мадриде с 2004 по 2007 г. было построено 80 станций. Этот метод позволяет сэкономить около 80 млрд руб. На эти деньги можно прорыть ещё примерно 18 км новых линий. Испанские проектировщики спроектировали нам 14 новых станций. К сожалению, из-за удешевления рубля продлевать контракты с испанцами нам стало невыгодно, но всё необходимое они успели завершить. А дальше мы уже сами.