«Тише, товарищи, спите». Перенесут ли захоронения у Кремлевской стены?

У Кремлевской стены. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Сегодня, приходя на Красную площадь, люди редко вспоминают, что гуляют по погосту. А если вспоминают, то задаются вопросом: почему прославленных покойников не уберут туда, где им положено лежать, - на настоящее кладбище? 

   
   
 

Рынок или погост?

Но, прежде чем спорить и возмущаться, давайте вернёмся на несколько столетий назад. Красная площадь когда-то была чуть ли не самым большим рынком столицы - сюда съезжались торговцы из окрестных городов, сёл, деревень. Здесь держали свои лавки зажиточные купцы, но на этом месте традиционно проходили и похороны! По православным традициям человека хоронили на кладбище рядом с приходской церковью. Так вот, вплоть до знаменитого пожара 1493 г., когда огонь съел практически все постройки рядом с Кремлёвской стеной, между Спасскими ➊ и Никольскими ➋ воротами находилось аж 15 погостов, так как именно там и располагались приходские церкви. И хоронили у Кремлёвской стены в ту пору простой люд не за какие-то особые заслуги, а «за прописку».  

Репродукция фотографии А. И. Савельева из журнала «Нива» «Грибной торг на Красной площади», 1912 год Фото: РИА Новости

В октябре 1917-го на Красной площади развернулись кровавые бои - революционно настроенные граждане дрались за «красную» идею с белыми солдатами и юнкерами. 3 ноября революционеры захватили Кремль. А уже 10 ноября решили провести на Красной площади первые похороны: между Кремлёвской стеной и пролегавшими по Красной площади трамвайными путями были вырыты две братские могилы. Одна яма распростёрлась от Никольских ворот до Сенатской башни ➌, вторая - от Сенатской башни до Спасских ворот. Туда после помпезной траурной процессии спустили 238 (!) гробов. 

Стена коммунаров

В. И. Ленин произносит речь на открытии временного памятника Степану Разину. 1919 г. Фото: РИА Новости/ В. Гаспарянц

С 1917 по 1927 г. у Кремля было вырыто ещё 15 братских могил. Отдельные захоронения решено было выделять только особо выдающимся личностям. Первой такой личностью стал Яков Свердлов, второй человек в государстве Советов, умерший в 1919 г., по официальной версии, от испанки. Правда, по Москве ходили слухи, что Сверд­лова отравили по приказу самого Ленина. После него рядом с Кремлём легли спать вечным сном Фрунзе, Дзержинский, Сталин, Ворошилов, Будённый, Брежнев, Андропов, Черненко - всего 12 человек. Чуть менее отличившихся в борьбе за революцию и дело коммунизма лиц с ­1930-х по 1980-е годы кремировали, а прах замуровали в Кремлёвскую стену рядом с Сенат­ской башней, за что колумбарий в народе прозвали «стеной коммунаров» ➍. Всего в стене сегодня хранится 114 урн - с прахом Горького, Кирова, Марии Ульяновой, Крупской, Курчатова, Королёва, Чкалова и др. Помимо советских граждан у Кремля похоронили писателя Джона Рида, революционерку Клару Цеткин, основателя компартии Японии Сэна Катаяму. 

А когда не стало Ленина (21 января 1924 г.), центром некрополя был назначен Мавзолей ➎. После долгих дебатов на экстренном пленуме ЦК ВКП(б) было решено сохранить тело Ильича для потомков и поместить его в склеп у Кремля - на том месте, где в 1918-м стояла трибуна, с которой вождь общался с народом.

Первую усыпальницу Ленина (по проекту архитектора Щусева) соорудили из дерева. На всё про всё у рабочих было трое суток. А на дворе зима, земля твёрдая, как камень. Когда делали раскопки для установки фундамента, нашли древнерусские постройки. Сохранять историческое наследие было некогда - нужно было срочно хоронить вождя. По­этому все артефакты взорвали, дабы не мешали стройке.

Через три месяца сделали новый деревянный Мавзолей. И только в ­1930-м был построен гранитный склеп, который по сей день стоит в центре Красной площади. Надпись «Ленин» изменили в 1953-м, когда рядом с Владимиром Ильичом положили почившего Иосифа Виссарионовича. Саркофаг подписали - «ЛЕНИН Сталин». Прежняя надпись вернулась в 1961-м, когда соседа Ильича вынесли и захоронили у Кремлёвской стены.  

   
   
Первые справа от венков Феликс Дзержинский и Николай Муралов у первого временного деревянного Мавзолея В. И. Ленина. 1924 год. Фото: РИА Новости

В 1941 г. с началом бомбёжек Мавзолей замаскировали - накрыли тканью с нарисованными окнами, крышей, трубой, чтобы сверху склеп был похож на обычный дом. Золотые купола храмов выкрасили в тёмный цвет. Задрапировали даже излучину Москвы-реки.

А вдовы против

В 1974 г. некрополь у Кремлёвской стены официально стал памятником, охраняемым государством. Вместо разросшихся голубых елей высадили молодняк. Возле могил водрузили мраморные вазы для цветов, установили гранитные знамёна.

Считается, что предложение перенести кладбище из центра столицы прозвучало только в 1990-е. На самом деле эта «анти­советская» мысль зародилась ещё в 1953-м. Тогда было официально принято постановление ЦК КПСС и Совета министров о переносе могил от стен Кремля, включая гроб самого Владимира Ильича, в специальный пантеон. Но постановление так и осталось на бумаге. 

У Кремлевской стены на Красной площади в Москве. 1961 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

В 1990-е действительно очень много говорили о ликвидации захоронений в историческом и туристическом месте, но оказалось, что закон запрещает трогать могилы без согласия на то родственников. А родственники были не согласны. В ­1999-м двенадцать вдов и потомков покойных написали заявление, назвав некрополь «почётным местом вечного упокоения более 400 человек, многие из которых составляют славу и гордость России», и напомнили, что «Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за надругательство над телами умерших и местами их захоронения». 

А теперь защищает их и ­ЮНЕ­СКО - с 1990 г. Мавзолей и могилы у Кремлёвской стены как часть ансамбля Красной площади стали считаться объектами всемирного культурного наследия, так что разговоры о переносе кладбища, скорее всего, так и останутся разговорами, а начитанные граждане будут цитировать поэму Маяковского «Хорошо!»: «И чудится мне, что на красном погосте товарищей мучит тревоги отрава… «Скажите, достроит коммуну из света и стали республики вашей сегодняшний житель?» - «Тише, товарищи, спите...»