С тех пор столичной подземке приписывали множество «страшилок». Все ли из них оказались напрасными?
Мрачные находки
Читайте также: «Преисподняя» столицы. Легенды московского метро
Надо признать, что суеверия среди первых метростроевцев были довольно распространены. А чему тут удивляться, если чуть ли не половина рабочих были неграмотными приезжими из деревень? Но за некоторые «страшилки» надо благодарить не потусторонние силы, а бригаду некоего Романова, которая трудилась в кессоне (замкнутом помещении, заполненном сжатым воздухом) на первой ветке подземки — Сокольнической. Пока их не вывели на чистую воду (или на свежий воздух?), они вдоволь поиздевались над новичками, пугая их глухотой, невиданными болезнями и половым бессилием. Кстати, женщин на прокладку метро брали неохотно — из-за горняцкого поверья, что «баба на шахте приносит несчастья». Сюрпризы, найденные рабочими, тоже не радовали (за исключением кладов). «Возле Александровского парка (сейчас — Александровский сад у Кремля) ➋ мы обнаружили подземные ходы времён Ивана Грозного, напротив гостиницы «Националь» отрыли кладбище, — сетовал М. И. Ольхович, секретарь парткома. — Там был когда-то женский монастырь. Мы взяли часть гробов, а остальные решили забетонировать».
Откуда прыгали иконы?
Обыватели боялись великой стройки по другой причине: главный «прораб» Лазарь Каганович приказал прокладывать тоннели не только под дорогами, но и под зданиями. «Когда мы делали проходку под одним из домов на Моховой улице (д. 14) ➌, почва оседала буквально не по дням, а по часам, — признавался П. Н. Калашников, начальник участка шахты № 7-8. — По стене одной из комнат прошла большая трещина, и, на беду, попадали с божницы на пол иконы. В этом прыжке икон с насиженных мест жильцы видели указание на то, что пора и им самим выбираться из дома». Самые старые работники библиотеки им. Ленина (ныне РГБ, ул. Воздвиженка, д. 3/5) ➍ вспоминали, что в 1933-м, когда Моховая улица вся осела, было страшно и за себя, и за бесценные книжные сокровищницы. На других участках вероятность провала тоже была высока. А из-за оседающего моста Курской железной дороги один начальник шахты тронулся умом: ему всё казалось, что авария уже произошла и есть погибшие.
«Как живые!»
Слухи об отрицательной энергетике, которую генерирует подземка, существуют и сегодня. По крайней мере, с одним печальным фактом не поспоришь: метро (наряду с Крымским мостом) — популярное место для суицида. За последние месяцы на путях подземки погибли 6 человек. А неудавшиеся самоубийцы — те, кого вытащили на перрон невредимыми — не раз рассказывали, что на них словно затмение нашло (им якобы слышались голоса, которые призывали несчастных броситься под поезд).
Существуют и списки «нехороших» станций, составленные парапсихологами. Есть очевидцы, которые клянутся, что на путях ст. м. «Сокол» регулярно показываются призраки солдат времён Первой мировой войны. «Кузнецкий Мост» и «Китай-город» и вовсе называют порталами в другие измерения. Среди аномальных адресов значатся также «Преображенская площадь», пересадочный узел над «Боровицкой», «Лубянка» и «Площадь Революции» ➎. На последней мистические свойства приписываются 76 бронзовым скульптурам (добрыми считаются фигуры пограничника и его пса, матроса с револьвером и девушки-студентки, а вот петух у ног птичницы имеет репутацию привлекателя бед). Но первые посетители станции в 1938-м на всех «жителей» перрона смотрели с опаской. Дело в том, что при осмотре скульптур Сталин с удовлетворением сказал: «Как живые!» — и это породило дикий слух. Мол, под бронзой погребены настоящие люди — противники сталинского режима.
Писатели тоже не обходят вниманием «чрево города». После того как Дмитрий Глуховский выложил в Интернет в 2002-м свой роман «Метро 2033», особо впечатлительные читатели стали замечать в тоннелях на «ВДНХ» чёрных мутантов, словно мир уже пережил ядерную войну и лишь 70 тыс. москвичей выжили, укрывшись в метро.