Вопрос на миллион. Каким будет новое жильё по программе реновации?

Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы:    
   

- Дома программы реновации проектируются сегодня таким образом, чтобы в дальнейшем не было необходимости их с­носить. При проектировании и строительстве будем закладывать перспективу не только завтрашнего дня, а смотреть в будущее. Проект технических требований к ним уже разработан. Применяющиеся технологии позволят вместо сноса проводить технологическую перезагрузку зданий. Поэтому реновация будущего должна проходить за счёт изменения технологического содержания домов.

Когда-то, чтобы что-то внедрить или создать, формировали рабочую группу, которая по-быстрому составляла план-график и начинала его реализовывать. Но несолидно это как-то, несовременно. То ли дело теперь: проектный коллектив с иерархией проектных менеджеров, бизнес-план и - вдохните! - дорожная карта. Её, конечно, нужно раз-ра-бо-тать. Всё основательно, умно и о-о-очень презентабельно. Чувствуете масштаб?

Когда-то сажали сады, потом обустраивали парки, теперь разрабатывают проекты ландшафтного дизайна. Но «в городском саду играет духовой оркестр» по-прежнему окутывает душу теплом, коего дизайн-проект дать не может.

И вот год назад обычный снос старых домов для того, чтобы построить вместо них новые, назвали мудрёным словом «реновация». Ну да ладно - пусть будет на латыни, пусть покрасивее, лишь бы понятно.

После бурной протестной волны, вызванной непонятками задуманного, а именно какие дома будут сносить, всё улеглось-угомонилось. Всенародное голосование и утверждение списка домов, включённых в программу, вернули прежнее спокойствие в городскую жизнь. Но другие вопросы всё же остались.

Дарья Филонова, «Москвич»: В какие квартиры придётся переезжать? 

   
   

- На ВДНХ их показали - н­еплохо, вот только макетов можно налепить каких угодно. Пожалуй, только дома на западе столицы, в которые недавно начали переезжать жители пятиэтажек, успокоили их собратьев по жилью, трепетно (хотя сейчас и тихо) следящих за новостями о реновации.

Там квартиры вполне себе современные: «двушки» - 65 кв. метров, «трёшки» - 84. Два санузла, балконы, просторные холлы, кладовки. 

Планировки квартир в доме на Пр. Вернадского, 61, к. 3. Метраж может меняться. На схеме один из вариантов планировок.

- Какие дома построят и сколько они простоят? 

- Уже понятно, что будут и панельные дома, но качество панелей, конечно, далеко не то, что в сносимых. А те, что сданы, - монолиты, да и те дома, которые планируют заселить в ближайшее время, - тоже. Можно ожидать, что упор всё же в эту сторону. Тем более что руководитель Департамента строительства это подтверждает. 

Новое жильё, по заверениям чиновников градостроительного комплекса, должно прослужить не 50 лет, как пятиэтажки, а 100 и более. И его в принципе не предполагают когда-либо сносить - только модернизировать.

- Откуда взялись дома под заселение в этом году и почему они разные по планировкам? 

- 32 дома общей площадью 400 тыс. кв. метров реновации «подарила» программа «Жилище», остальные строились по другим программам. Планировки, конечно, не изменишь, но отделку квартир в них довели до стандартов реновации: ламинат, сантехника, обои под покраску, даже люстры повесили.

- Когда начнут строить и сносить?

- Строить по самой программе реновации начнут уже в этом году - 34 дома на 7054 квартиры, ещё 130 домов будут проектироваться. Сносить - тоже. До конца 2018-го планируется снести первые 10 пятиэтажек.

- Когда увидим программу? 

- Это, пожалуй, единственный вопрос, ответа на который нам пока не дали. Ведь то, что пытаются назвать программой, - всего-навсего список домов под снос. А программой он станет, когда дополнится сроками сноса как минимум. Ещё лучше - списками и сроками домов, которые предполагается построить. 

Но для горожан последнее - уже скорее праздный интерес, ибо границы переезда и так определены (даже закреплены законодательно): свой район. Вот сроки сноса - далеко не праздный, поскольку всем хочется как-то выстроить свои жизненные планы. К примеру, понять: уже сейчас копить на дополнительную комнату или можно ещё успеть вложиться в ремонт дачного дома? Переклеить обои в нынешней квартире или уже ничего не трогать? Держать сбережения для предстоящей покупки новой мебели или пока поменять старый автомобиль, а на мебель ещё будет время подкопить?

Более миллиона москвичей, а также сочувствующие родственники, друзья, коллеги ждут ответа на оставшийся сакральный вопрос.

Что должен воскликнуть перфекционист?

«Пол-Москвы снесут!» Даже если вы сами такое произносили, то, конечно, отдавали себе отчёт в том, что это обычное в обиходе эмоциональное преувеличение. Только вряд ли представляли его масштабы.

Считаем. Всего домов в Москве 41 532. В программе реновации - 5171. Получается 1/8. Так что, если вы перфекционист, следует восклицать так: «Одну восьмую Москвы снесут!»

Хотя масштабы программы реновации действительно огромные. В универсальном эквиваленте - деньгах - их оценили для городского бюджета в 3-3,5 трлн руб.

Домина мой и домовой

Было время, мы решили поменять жильё. А я в той квартире выросла. Когда дети родились, обустраивала её по-новому. В каждой занавеске, в каждой статуэтке была частичка моей души. Сяду я, посмотрю вокруг и только подумаю, что с этим расстанусь, будто кожу от тела отрываю…

Квартира долго не продавалась. А надвигалась школа, нужно было побыстрее купить новое жильё. Тогда одна коллега суёт мне листочек и говорит: «На, почитай. На самом деле работает». Смотрю, а там заговор какой-то. Вымыть полы, вынести ведро - ночью, чтобы никого не встретить…

«Ну, - думаю, - такие страсти не для меня». А потом читаю: «Четыре угла, домина мой и домовой, отрекаюсь от вас, от дверей, от замков…» И тут меня прошибло! Поняла, что это я сама своим внутренним настроем не даю квартире продаться.

В общем, полов я не мыла, вёдер не выносила. Но смогла внутренне перестроиться, отпустить, что ли, из сердца свою квартиру. И она вскоре продалась, мы переехали, определили детей в школу. Если вновь придётся переезжать, это будет уже легко, ведь теперь я знаю: квартира, дом - это не твоя жизнь, а только средство для жизни, такое же временное, как и всё остальное - одежда, обувь. 

Поэтому я с улыбкой читаю в соцсетях сетования о реновации: мол, этот дом - моя жизнь, никуда не поеду, здесь умру. Радуйтесь новому этапу! Если жизнь сама показывает дорогу - значит, пора! Нельзя привязывать себя к материальным вещам, даже таким значимым, как дом и квартира. Нет у нас на этом свете ничего своего - всё только в пользовании.       

Анна Степанова, историк, 42 года

 

Смотрите также: