Раскольники, привратники и ядерная бомба: гид по району Тверской

Кирилл Яблочкин / АиФ

Улица Сущёвская играет не такую большую роль в истории Москвы, как Тверская или Арбат, но знают её многие: именно по ней тысячи автомобилей проезжают каждый день из области в центр и обратно, нередко увязая в пробках, и именно здесь находится станция метро «Новослободская».

   
   

Глядя в окно машины, кажется, что здесь нет ничего интересного, но на самом деле это не так. Здесь жил и творил великий художник, здесь ковали «ядерный щит родины», а храм в конце улицы долгое время был последней твердыней обновленцев, восставших против вековых традиций православия.

Китай в центре Москвы

Вплоть до начала 1990-х годов Сущёвская улица была довольно тихим местом, несмотря на то, что станция метро «Новослободская» открылась здесь ещё в 1952 году (тогда мозаику «Мир во всём мире» венчал портрет Сталина). Жилых домов на улице мало, и поэтому после 9 вечера, когда студенты и рабочие предприятий разъезжались по домам, на Сущёвской всё стихало, и только в огромных кустах сирени около трамвайной остановки на углу с Селезнёвской улицей трещали цикады.

Торцевая стена ст. м. «Новослободская», 1952 г. Фото: pastvu.com

С распадом СССР закончилась и тишина этих мест. На пустыре сразу за метро «Новослободская», где долгое время была стоянка автобусов, появился рынок, на котором с контейнеров торговали продуктами, а мусор сжигали прямо в кострах на газонах. В конце 1990-х рынок был ликвидирован, и какое-то время пустырь, огороженный со всех сторон глухим бетонным забором, был заброшен.

Сначала здесь собиралась строить гостиницу финская компания, и на стройплощадку даже завезли строительные материалы. Однако позже планы изменились, и меньше чем за год был возведён китайский центр «Дружба». Какое отношение азиатская архитектура имеет к историческому центру Москвы, мы оставим за скобками.

В торговом центре располагаются «Перекрёсток», «Спортмастер», «ИОН» и другие крупные сетевые магазины. Кроме того, на втором этаже недорого продают китайские чаи, а в цокольном находится один из самых лучших и недорогих китайских ресторанов в Москве.

   
   
Начало Сущевский улицы: 1970-е и сегодня.
Фото: pastvu.com; АиФ / Кирилл Яблочкин

Друг царя, враг страны советов

Чтобы понять, как улица выглядела во второй половине XIX века, нужно посмотреть на картину художника-мариниста Алексея Боголюбова, который купил по дешёвке в этой глуши участок земли в 1870 году и зарисовал закладку фундамента своего нового дома. Ни о каких каменных зданиях речи не идёт: в те времена здесь были луга, вдалеке виднелся лес, стояли стога сена и паслись коровы.

Имение А.П. Боголюбова. Холст, Масло, 1870 г. Фото предоставлено: Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова

Боголюбов — внук писателя Радищева и художник огромного таланта — был забыт на протяжении всех лет советской власти. Связано это с тем, что он был близок к царской семье и даже учил рисовать великих князей. Боголюбов был одним из первых русских художников-маринистов, по технике живописи вышедших на мировой уровень. Ему же принадлежит заслуга открытия первого в России общедоступного художественного музея, который был назван в честь опального деда художника.

В 1890-м году дом Боголюбова выкупил Н. С. Третьяков, племянник знаменитого коллекционера, и пристроил к деревянному строению каменное, которое и дошло до наших дней. В 1918 году в здании усадьбы открылась одна из первых советских народных библиотек, получившая имя поэта Ивана Сурикова. Однако со временем деревянная постройка пришла в упадок и к 1990-м годам была в удручающем состоянии.

После реконструкции в начале 2000-х годов библиотеке было присвоено имя Боголюбова, и сегодня это один из главных культурных центров Москвы. В его залах проходят концерты классической и джазовой музыки, встречи с писателями, выставки, литературные чтения. На большинство мероприятий вход бесплатный, а узнать расписание можно на сайте библиотеки.

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова. Фото: АиФ/ Кирилл Яблочкин

Ядерный щит

Сущёвская улица практически не менялась многие годы потому, что большую её часть занимало три промзоны. Первая из них — швейная фабрика «Салют», известная по своим женским пальто. При фабрике вплоть до 2009 года был магазин, в котором торговали недорогой одеждой, однако выдержать конкуренцию с иностранными марками она не смогла и была закрыта. Сейчас здесь находится одноимённый бизнес-центр.

Второе предприятие — издательство «Молодая гвардия», в котором печатается известная серия ЖЗЛ. У издательства дела тоже идут не очень хорошо, судя по тому, что большая часть помещений на первых этажах сдаётся в аренду. До последнего времени при «Молодой гвардии» существовал книжный магазин, но около года назад и вместо него появилось очередное кафе.

Третья промзона на Сущёвской — ФГУП «ВНИИА им. Н. Л. Духова» — появилась на улице в 1952 году. Это секретный завод, на котором в том числе разрабатывают элементы для ядерных боеприпасов. Почётный научный руководитель ВНИИА — легендарный Аркадий Бриш (р. 1917 г.), один из создателей атомной бомбы, герой социалистического труда и ветеран Великой Отечественной войны. Попасть на территорию завода по понятным причинам простым прохожим нельзя, но зато фасады старых домов остаются нетронутыми вот уже более полувека.

В самом начале улицы, напротив бывшей фабрики «Салют», находится школа 1277 (бывш. школа № 43). Интересно, что в 1950-е годы спортивный зал этой школы старшеклассники строили из брёвен и досок, которые остались после разборки деревянных построек рядом с церковью Пимена Великого в Новых Воротниках.

Бывшая автобусная станция «Новослободская».
Фото: pastvu.com / Роберт Ньюхаузер; АиФ / Кирилл Яблочкин

Поехали в город, братец!

В начале XX века Сущёвская улица по-прежнему была окраиной города, и именно поэтому здесь началось строительство доходных домов, квартиры в которых предполагалось сдавать в аренду. Способствовало развитию такого бизнеса и государство, которое брало на себя подведение коммуникаций. В целом, широкое распространение такого бизнеса говорит о том, что люди тогда были уверены в своём будущем, ведь доходный дом окупается очень медленно, в течение 15–20 лет.

Доходный дом страхового общества «Россия», 1910 г. Архитектор Ф. Ф. Воскресенский. Фото: АиФ/ Кирилл Яблочкин

Сущёвскую улицу выбрали для такого строительства неспроста: здесь была транспортная инфраструктура. Конка, которая прошла по Новослободской улице ещё в конце XIX века, а позже была перенесена на Сущёвскую, представляла собой маленький вагончик, который тащили по рельсам лошади. По воспоминаниям современников, в вагонах без отопления было холодно и темно, из окон дул ветер, а лошади часто вязли в грязи. Позже вместо конки здесь появился первый в Москве паровой трамвай, который ласково прозвали «паровичок».

Доходный дом, начало XX века. Архитектор К. А. Михайлов. Фото: АиФ/ Кирилл Яблочкин

Квартиры в доходных домах были рассчитаны отнюдь не на высший свет общества: их снимали мелкие чиновники, врачи, владельцы небольшого бизнеса — все те, кому жить в деревянной избе или доме не позволял статус, а покупать большую квартиру на Тверской не позволяли средства. Нанимая у дома извозчика, чтобы отправиться в центр, они говорили: «Поехали в город, братец!».

Сущевская улица, д. 18, 1897 год. Архитектор Н. А. Тютюнов. Фото: АиФ/ Кирилл Яблочкин

Храм привратников

Церковь Пимена Великого в Новых воротниках.
Фото: pastvu.com; АиФ / Кирилл Яблочкин

Храм привратников в Новых Воротниках находится на Нововоротниковском переулке в начале Сущёвской улицы. Название «Новые Воротники» связано с тем, что здесь жили служащие, которые отвечали за охрану городских ворот. Первоначально их поселение находилось у стен Кремля, а позже, с расширением границ города, они переезжали всё дальше от центра и в 1658 году переселились в Сущёво, где и появилась Воротниковская слобода. В 1672 году здесь была построена деревянная церковь Святого Пимена, которая в точности повторяла старый их храм. Деревянный храм простоял совсем недолго и в 1691 году полностью сгорел. Новая, каменная церковь была возведена в 1696 году, а через сто лет, в 1796–1807 годах, к церкви был пристроен придел Владимирской иконы Божией Матери, с которым связана легенда.

По преданию, слепой нищий мальчик играл на территории храма и взял на ощупь с земли какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он держал в руке — образ Владимирской Богоматери. Эта иконка долгое время хранилась в Пименовском храме.

Свой привычный вид церковь приобрела в 1870 году, когда появился обновлённый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, был отреставрирован фасад, возведена колокольня. В 1897 году архитектором К. Быковским по проекту Ф. Шехтеля были заново отделаны интерьеры церкви.

Последняя твердыня обновленцев

Долгое время церковь Пимена Великого была «последней твердыней» обновленцев — раскольнического движения в русском христианстве, возникшего после Октябрьской революции. Обновленцы своей целью считали демократизацию управления и модернизацию богослужения, выступали против руководства церкви, а также заявляли о полной поддержке нового режима. Обновленчество просуществовало несколько лет и поначалу получило полную поддержку со стороны новой власти: с 1922 по 1926 это было единственное религиозное движение, официально признаваемое государственными властями РСФСР.

Однако уже в 1935 году начались аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, а осенью 1943 года государство взяло курс на её ликвидацию, и обновленцы стали массово приносить покаяние и переходить в легализованный Московский патриархат. Храм Пимена Великого был последней твердыней обновленцев вплоть до 1946 года: здесь продолжал служить лидер движения Александр Введенский, который назвал себя митрополитом-Апологетом-Благовестником.

Введенский был противоречивой фигурой, которую резко осуждала и продолжает осуждать Русская православная церковь (как, впрочем, и любое другое раскольническое движение). Однако со стороны властей, и в частности, лично Сталина, священнослужитель пользовался определённым авторитетом.

В 1944 году он отправил на имя вождя телеграмму следующего содержания: «В дни, когда советские войска изгоняют фашистских захватчиков из священных пределов моей Отчизны, я, желая принять посильное участие во всенародном подвиге, внёс 4 марта в Московскую городскую контору Госбанка мой драгоценный архиерейский наперсный усыпанный изумрудами крест. Побеждающей Красной Армии и Вам, великий предводитель армии и страны, слава и многие лета. Первоиерарх Александр Введенский». На что получил ответ, опубликованный вместе с телеграммой в газете «Известия»: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Александр Иванович, за Вашу заботу о Красной Армии. И. Сталин».

Церковь Пимена Великого. Фото: АиФ/ Кирилл Яблочкин

После смерти Введенского в 1946 году храм перешёл в ведение Московской патриархии. Его крыша прохудилась, и от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, стены церкви приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнёс за первой литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».

Церковь не закрывалась ни разу на протяжении всего существования СССР, но и средств в её реконструкцию вплоть до 1990-х годов никто не вкладывал. Новая жизнь храма началась в 2000-е годы, когда храм был отреставрирован, а взамен записанных на плёнку колоколов зазвонили настоящие.

Сущевская улица от дома Российского страхового общества, 1910-е и сегодня.
Фото: pastvu.com; АиФ / Кирилл Яблочкин