Прозрачные дома Москвы. Знаменитые «стеклянные» здания столицы

В апреле в Москве пройдёт VI Российский конкурс с международным участием «Стекло в архитектуре». Стекло считается очень перспективным материалом в создании облика современных городов. Не зря же в середине прошлого века дома «из стекла и бетона» воспринимались как некие футуристические символы. Сейчас стекло широко используется в строительстве, но возможности его ещё не исчерпаны: архитекторы продолжают придумывать для него всё новые образы в градостроительстве. 

   
   

В начале ХХ века в архитектуре появился новый авангардный стиль, конструктивизм, сущность которого передаёт его название: он подчиняется логике конструкции, функциональности, целесообразности. Для его воплощения стекло подходит как нельзя лучше. И если раньше при строительстве оно использовалось только в окнах и витражах, то теперь стало полноценной частью здания (иногда стекло используют даже в несущих конструкциях, если это мощные блоки). В Москве есть немало зданий, являющихся образцами конструктивизма, которые до сих пор вдохновляют архитекторов и вызывают восхищение публики. 

Для работы

Одно из первых зданий со сплошным фасадным остеклением, появившееся в Европе, было построено в Москве французским архитектором Ле Корбюзье в 1928-1936 годах (улица Мясницкая, д. 39 — проспект Сахарова, д. 37). Здание Центросоюза, как оно тогда называлось, выходит фасадами на две улицы: Мясницкую и бывшую Ново-Мясницкую (ныне проспект Сахарова). Огромные стеклянные поверхности выглядят лёгкими, несмотря на массивность здания (оно рассчитано на 3500 сотрудников, в нём несколько залов, ресторан и много других помещений). Кроме того, оно задумывалось стоящим на «ножках», чтобы под зданием можно было свободно проходить. Сегодня в «стеклянном доме» располагаются Росстат и Росфинмониторинг. 

Здание Центросоюза. Фото: www.globallookpress.com

Для жизни

Знаменитый дом Наркомфина (Новинский бульвар, д. 25, корп. 1) был построен в 1930 году архитекторами М. Гинзбургом и И. Милинисом. Его иногда называют «дом-корабль» из-за вытянутой формы и сплошных лент окон, тянущихся по всей длине здания. Он был задуман в те времена как дом-коммуна, где люди жили бы в своих квартирах, но общались в широких коридорах (это их освещают те самые стеклянные «ленты» фасада), вместе обедали бы на общей кухне, принимали солнечные ванны в открытом садике на крыше. В удивительном доме и сейчас живут москвичи, правда, кухни теперь у всех индивидуальные. 

Дом Наркомфина. Фото: www.globallookpress.com

Для машин

Гараж «Интуриста» был построен в 1934 году архитектором Константином Мельниковым для содержания автомобилей компании «Интурист» (улица Сущёвский Вал, д. 33). Рабочие чертежи здания создавал архитектор Курочкин, Мельников же взял на себя оформление внешнего облика. Значительная часть фасада оказалась застеклена, причём площадь остекления имеет форму пересекающихся круга и трапеции. Фасад части здания как бы стянут диагональной линией остекления. 

Гараж «Интуриста». Фото: Commons.wikimedia.org/ NVO

Точно так же стекло является доминантой в облике другого здания работы Мельникова, так называемого «круглого гаража» Госплана (улица Авиамоторная, д. 63, стр. 1). На самом деле гараж вовсе не круглый, но именно огромное окно на фасаде, напоминающее фару автомобиля, определяет облик здания. Автомобильную тематику поддерживают также кровля одноэтажного административного корпуса, напоминающая вытянутое крыло машины, и вертикальные белые линии фасада другого корпуса, вызывающие ассоциации с радиаторной решёткой. 

Гараж Госплана. Фото: Commons.wikimedia.org/ Dmitralex

Для культуры

Огромный стеклянный цилиндр почти сто лет «держит» центр композиции Дома культуры имени Зуева (улица Лесная, д. 18). Это один из самых ярких и знаменитых во всём мире образцов конструктивизма, построенный в 1929 году архитектором Ильёй Голосовым. Здание представляет собой комплекс асимметрично расположенных геометрических форм, в которых стекло занимает лидирующие позиции, поэтому изнутри здание пронизано светом. 

   
   
Дом культуры имени Зуева. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex 'Florstein' Fedorov

А в композиции Дома культуры имени Русакова (улица Стромынка, д. 6) стекло создаёт вертикальные линии здания (это вытянутые в длину окна зрительного зала). Немало стекла и в оформлении других фасадов. Уникальность здания в том, что его внутреннее пространство мобильно, с помощью хитрой механики шесть залов можно было объединять в один. Сегодня в удивительном здании работает театр Романа Виктюка.

Дом культуры им. Русакова. Фото: Commons.wikimedia.org/ Ludvig14

Для бизнеса

Один из самых известных, современных и видных в прямом смысле этого слова столичных объектов, в оформлении которых широко используется стекло, — деловой комплекс «Москва-Сити» на берегу Москвы-реки (Пресненская набережная). Центр деловой активности столицы продолжает строиться (всего запланировано возвести 23 небоскрёба). Несмотря на неоднозначное отношение к нему, комплекс давно стал одной из ярких достопримечательностей столицы.

Москва-Сити. Фото: www.globallookpress.com