Пролетарский модерн: как выглядела Москва Максима Горького

Максим Горький. Фото: www.russianlook.com

   
   

28 марта исполняется 145 лет со дня рождения ключевой фигуры советской литературы — Максима Горького. Несмотря на отсутствие прямых ассоциаций, реальная и творческая биография литератора всегда были плотно связаны с Москвой. Примечательно и то, что практически все дома, имевшие даже малейшее отношение к писателю, сохранились до сих пор.

Главный герой последнего и самого масштабного произведения Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» Москву открыто недолюбливал, описывая ее «похожей на чудовищный пряник, пестро раскрашенный, припудренный опаловой пылью и рыхлый». Надменным москвичам в повести протипоставляется совсем другой, вдумчивый образ жителя Петербурга. «С Поклонной горы она кажется хаотической грудой цветистого мусора, сметенного со всей России, но золотые главы многочисленных церквей ее красноречиво говорят, что это не мусор, а ценнейшая руда», — так высказывался Самгин о столице. Похожего мнения придерживался и сам писатель. Тем не менее, именно в Москве произошли практически все значимые события в биографии литератора, тут же прошла и вторая половина его жизни, начавшаяся после возвращения из итальянской эмиграции.

Поклонная Гора. Фото www.russianlook.com

Дружеский прием

Первое плотное знакомство с Москвой у Максима Горького состоялось в 1901 году, когда во время длительного визита писатель остановился в доме своего друга издателя Сергея Скирмунта, где встречался и с Леонидом Андреевым, и с Иваном Буниным. Одноэтажное здание, 20-й дом по Гранатному переулку, сохранилось до сих пор. Из-за небольшого размера крупные учреждения его никогда не занимали — постройка традиционно служит нуждам общественных организаций. Вечерний досуг писателя концентрировался в двух местах. В доме Николая Телешова на Покровском бульваре по средам заседал литературный кружок, который попеременно возглавляли Южин и Брюсов. В другие дни московская богема встречалась в ресторане при гостинице «Эрмитаж» на Каретном ряду. До революции кабак служил своеобразным клубом для московской интеллигенции, именно в нем в 1902 году труппа художественного театра широко праздновала премьеру «На дне».

Гранатный переулок. Фото www.russianlook.com

Судьба этой пьесы с самого начала была тесно связана с Москвой. Если верить биографам, половина образов городского дна сложилась в 17-м доме по Спиридоновке, во время встреч с тогдашним владельцем усадьбы видным фабрикантом Саввой Морозовым. Поводов для крепкой дружбы писателя и промышленника было множество: купец не только открыто поддерживал революционное движение, но и покровительствовал театралам. Именно Морозов выступил инициатором строительства сцены МХТ в Камергерском переулке, где как раз и состоялась премьера «На дне». Купеческий дом, в котором семья фабриканта проживет вплоть до своего отъезда из России в 1905 году, считается самой известной работой архитектора Федора Шехтеля в стиле модерн.

Антон Чехов и Максим Горький, 1900 год. Фото www.russianlook.com

За 20 минут от морозовского дома можно дойти пешком до квартиры другого близкого друга Горького — Антона Чехова, который с 1899 года и до своего отъезда за границу жил в 14-й квартире дома на пересечении Дегтярного переулка и Малой Дмитровки. Все помещения здания оставались жилыми вплоть до 1997 года, когда было решено его переоборудовать. Сейчас в доме располагается небольшая гостиница, а планировка практически не сохранилась. Расположение дома казалось достаточно удобным, совсем недалеко, по адресу Малая Дмитровка 27, Вукол Лавров до 1906 года выпускал самый знаменитый российский литературно-политический журнал «Русская мысль». В соседний, 25-й дом, после революционных событий въедет семья Шехтеля, выселенная из собственной усадьбы в Ермолаевском переулке.

Конспиративная квартира

К началу волнений 1905 года литератор прочно укрепился в революционных кругах, и квартировать у друзей стало уже не так удобно. Пристанищем Горькому служит угловой дом на пересечении Воздвиженки и Моховой, который в первой половине 1900-х занимали популярные в интеллигентных кругах меблированные комнаты гостиницы «Петергоф». Именно здесь писатель и его гражданская жена Мария Андреевна жили во время вооруженных восстаний 1905 года и 1907 года, которые позже писатель вспомнит в романе «Жизнь Клима Самгина». В произведении подробно описаны события в городе, которым даже революционные историки уделяли не слишком много внимания — перестрелка московских студентов с черносотенцами у здания Манежа, вооруженные стычки революционеров с силовиками у Арбатских ворот и выстроенные на одноименной улице баррикады. Роль Горького в протестных выступлениях — чуть менее героическая, нежели роль Самгина, литератор вместе с супругой занимался сбором средств для поддержки вооруженных дружин рабочих. Сам «Петергоф» перестал существовать сразу после прихода к власти большевиков — с 1918 года комнаты больше не сдавались, а здание заселили партийные функционеры. Весь советский период на первом этаже была приемная председателя ВЦИК, с 1900-х ее заменили приемной президента страны.

   
   
Театр-студия Олега Табакова на улице Чаплыгина. Фото РИА Новости

С Арбатом будут связаны и другие, более поздние воспоминания Горького. В 1921 году в 14 доме по Кривоколенному переулку располагалась редакция журнала «Красная новь», в котором Максим Горький проработал несколько лет до своего отъезда в Италию. Навсегда обосновалась в Москве и первая законная жена писателя Екатерина Волжина. Ей принадлежала пятикомнатная квартира в бывшем доходном доме братьев Грибовых, расположенном у Кировских ворот в Машковом переулке. Именно здесь 20 октября 1920 года Горький встретился с Лениным, тут же писатель и останавливался во время коротких визитов в Москву. Теперь за домом закреплен первый номер по улице Чаплыгина. Само шестиэтажное здание на 43 квартиры было построено незадолго до революции, в 1911 году. Архитектура постройки относится к неоклассическому стилю. Сейчас в доме размещается столичный театр под руководством Олега Табакова.

Новые владения

После триумфального возвращения писателя на родину в 1932 году в распоряжение Максима Горького и его семьи поступил жилой особняк в стиле раннего модерна — дом предпринимателя Степана Рябушинского. По иронии судьбы, автором проекта здания выступил Федор Шехтель, а сам Рябушинский после революции обосновался в покинутой новым советским жителем Италии. После смерти писателя в доме осталась жить вдова старшего сына Горького Надежда Пешкова, она же стала создательницей мемориального музея писателя, который по сей день располагается в доме Рябушинского. Посетить усадьбу можно свободно со среды по воскресенье.

Впрочем, современники вспоминают, что гораздо больше Максим Горький любил проводить время на даче, примыкающей к поселку Горки-10. Большой дом с колоннадой имел косвенное отношение к литератору и раньше: еще в императорской России его построил старый друг писателя Савва Морозов. Фабрикант часто бывал в имении со своей подругой Марией Андреевой, которая после расставания с промышленником сблизилась с Горьким. Она же стала наследницей значительной части состояния Морозова в 1905 году. Недолгое время дача также была музеем Горького, позднее домом для служебных целей пользовались члены ЦК КПСС. В 1990-х дача была приватизирована, сейчас проход на территорию закрыт. Территория участка находится между Московским конным заводом и устьем реки Вязьма.

Памятные знаки

Самый знаменитый памятник Максиму Горькому раньше стоял на площади Тверской заставы. Монумент появился в 1951 году, когда напротив вокзала еще располагался довольно обширный сквер. Место выбрали неслучайно — на Белорусском вокзале, который тогда назывался Балтийско-Белорусским, прошла встреча Горького со Сталиным в 1928 году, по итогам которой писатель принял решение вернуться на родину из эмиграции. Здесь же в 1931 году было организовано торжественное приветствие литератора советскими людьми в знак официального возвращения. С 1939 года скульптурой занимался Иван Шадр, после его смерти работу передали Вере Мухиной. Затем над памятником работали другие менее известные скульпторы. По слухам, привлечение дополнительных сил потребовалось из-за того, что первый вариант не понравился Сталину — изображенное лицо показалось политику слишком грустным. Впрочем, за работу все архитекторы все равно получили правительственные премии. Монумент простоял на площади до 2005 года, начала работ по реконструкции территорий. На время ремонта Горького положили в парке искусств на Крымском валу. В вертикальное положение памятник вернулся лишь в 2007 году, оставшись на временном месте. Кроме того, выяснилось, что из-за ошибок во время демонтажа монумент был серьезно поврежден. Согласно планам властей, Горький должен вернуться к зданию вокзала в 2014 году, после завершения реконструкции площади.

Другой памятник Максиму Горькому, установленный в 1956 году у здания Института мировой литературы РАН на Поварской улице, точно так же принадлежит авторству Веры Мухиной. Третий памятник писателю можно увидеть в одноименном центральном парке культуры. В 1970-х монумент был выполнен скульптором Николаем Никогосяном.

Смотрите также: