Выделенные полосы для велосипедов появились не так давно и вызвали противоречивую реакцию в обществе. Одни положительно отнеслись к начинанию московских властей, другие посчитали это столичной причудой. АиФ.ru рассказывает о настоящем, прошлом и будущем московских велодорожек.
Что такое велодорожка?
Для начала нужно разобраться в определениях. Согласно международной конвенции о дорожном движении, велодорожка — это «отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для велосипедистов и обозначенная соответствующим знаком, которая конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».
Российский ГОСТ даёт следующие типы велодорожек:
- Велодорожки с односторонним движением.
- Велодорожки с двухсторонним движением.
- Изолированные велодорожки, не привязанные к автодороге.
- Совмещённые велопешеходные дорожки.
Необходимость или причуда?
Первые велодорожки появились в 1950–1960-х годах, когда в городах Западной Европы началось бурное развитие велосипедного и автомобильного движения. Эта мера была вызвана острой необходимостью, а не причудой властей: велодорожки были призваны разграничить зоны велосипедистов, автомобилистов и пешеходов.
Позже, уже в 1990-е и 2000-е годы власти европейских стран стали бороться за снижение количества автомобилей в городах, и сеть велодорожек значительно увеличилась. Они стали инструментом, позволяющим пропагандировать здоровый образ жизни и экологически чистый транспорт. В Дании, Нидерландах и Германии появились даже велодорожки между городами.
В Москве первая велосипедная дорожка возникла в парке «Лужники» в 2011 году. Это было очень непривычное явление для города, и использовали её в основном бегуны и роллеры, а не велосипедисты. Бурное развитие велодорожек началось в 2013 году, когда были построены новые маршруты, в том числе от м. Проспект Вернадского до МГУ, Лужнецкой набережной, из Капотни до м. Марьино, по Хамовническому валу, а также во многих парках.
Велодорожки сегодня
В данный момент, по официальным данным, в Москве насчитывается около 140 километров велосипедных дорожек. Однако, по мнению активистов велосипедного движения, назвать все их велодорожками в полной мере нельзя. Дело в том, что большое количество дорожек было сделано в городских парках: администрация просто чертила на асфальте полосы и называла это велодорожками. Поэтому сегодня велодорожки, скорее, это новое явление, которое призвано пропагандировать велосипедный транспорт.
Почему пешеходы ходят по велодорожкам?
Где покататься в Москве
«Велосипедных дорожек, по которым можно действительно спокойно прокатиться в Москве, не так уж и много, — считает Степан Чижов. — В первую очередь, это велодорожка, ведущая от Парка Горького до Воробьёвых гор. Хотя в самом Парке Горького быстро ехать не получится из-за большого количества пешеходов, но дальше, к Воробьёвым горам, дорога становится свободней. Также более-менее спокойная ситуация на территории МГУ. Здесь ограничено автомобильное движение и проложены велодорожки. В этом году появился довольно неплохой веломаршрут от Филёвского парка до Крылатского по набережной. Удачно проложен маршрут и от м. Беляево до м. Чертановская через Битцевский парк, но в самом парке есть много грунтовых аллей, по которым не всегда удобно ездить, особенно после дождя. Неплохие велодорожки есть и на Борисовских прудах. Остальные — плохо годятся для спокойной велопрогулки».
Новые маршруты
Согласно планам властей, в 2014 году количество велодорожек в Москве должно удвоиться, причём речь идет не о прогулочных маршрутах в парках, а дорожках в черте города. Так, должны появиться дорожки на Ленинградском, Кутузовском, Щёлковском и Можайском шоссе, на Рязанском проспекте, в Митино и Зеленограде. Также велодорожки будут проложены вдоль Бульварного кольца и на Кремлёвской набережной, что довольно сильно изменит облик центральных улиц города.
Москва — город велосипедистов
Главный аргумент противников развития велодорожек в Москве — то, что «на дорогах России полгода лежит снег». Но, как показывает практика европейских стран, холодный климат никак не мешает развитию велотранспорта: в одном лишь Хельсинки длина велодорожек превышает 1500 км. «По-моему, процесс развития велотранспорта в Москве уже нельзя остановить. Мы наблюдаем «велобум», который является ответом города на пробки и засилье автомобилей, — считает Степан Чижов. — В 2011 году, согласно официальной статистике, на велосипедный транспорт в столице приходилось около 0,01 % от общего потока, в то время как в некоторых городах Европы цифра доходит до 50 %. Поэтому можно прогнозировать только увеличение количества велосипедистов на улицах Москвы». Понимают это и московские власти: Сергей Собянин заявил, что «велосипед стал частью транспортной системы Москвы».