Причуда или необходимость? Национальные особенности московских велодорожек

Велодорожка Музеон - Парк победы © / Степан Чижов / Из личного архива

Выделенные полосы для велосипедов появились не так давно и вызвали противоречивую реакцию в обществе. Одни положительно отнеслись к начинанию московских властей, другие посчитали это столичной причудой. АиФ.ru рассказывает о настоящем, прошлом и будущем московских велодорожек.

   
   

Что такое велодорожка?

Для начала нужно разобраться в определениях. Согласно международной конвенции о дорожном движении, велодорожка это «отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для велосипедистов и обозначенная соответствующим знаком, которая конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».

Российский ГОСТ даёт следующие типы велодорожек:

  • Велодорожки с односторонним движением.
  • Велодорожки с двухсторонним движением.
  • Изолированные велодорожки, не привязанные к автодороге.
  • Совмещённые велопешеходные дорожки.

Необходимость или причуда?

Первые велодорожки появились в 19501960-х годах, когда в городах Западной Европы началось бурное развитие велосипедного и автомобильного движения. Эта мера была вызвана острой необходимостью, а не причудой властей: велодорожки были призваны разграничить зоны велосипедистов, автомобилистов и пешеходов.

Велодорожка на Фрунзенской набережной. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Позже, уже в 1990-е и 2000-е годы власти европейских стран стали бороться за снижение количества автомобилей в городах, и сеть велодорожек значительно увеличилась. Они стали инструментом, позволяющим пропагандировать здоровый образ жизни и экологически чистый транспорт. В Дании, Нидерландах и Германии появились даже велодорожки между городами.

В Москве первая велосипедная дорожка возникла в парке «Лужники» в 2011 году. Это было очень непривычное явление для города, и использовали её в основном бегуны и роллеры, а не велосипедисты. Бурное развитие велодорожек началось в 2013 году, когда были построены новые маршруты, в том числе от м. Проспект Вернадского до МГУ, Лужнецкой набережной, из Капотни до м. Марьино, по Хамовническому валу, а также во многих парках.

Велодорожка в Парке Горького. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Велодорожки сегодня

В данный момент, по официальным данным, в Москве насчитывается около 140 километров велосипедных дорожек. Однако, по мнению активистов велосипедного движения, назвать все их велодорожками в полной мере нельзя. Дело в том, что большое количество дорожек было сделано в городских парках: администрация просто чертила на асфальте полосы и называла это велодорожками. Поэтому сегодня велодорожки, скорее, это новое явление, которое призвано пропагандировать велосипедный транспорт.

   
   
Карта: АиФ

Почему пешеходы ходят по велодорожкам?

Степан Чижов, активист велосипедного движения: «Идущие по велодорожкам пешеходы создают опасную ситуацию и сильно раздражают велосипедистов. Но я не думаю, что люди идут по велодорожкам из вредности. Происходит это потому, что, во-первых, развитие велосипедного движения в Москве началось не так давно, и пешеходы не привыкли к велодорожкам, а во-вторых, потому что нередко дорожка не выделена ни бордюрами, ни специальными столбиками, ни даже цветом, и пешеходы просто не замечают, что переходят с пешеходной зоны на зону движения велосипедистов».
Велодорожка в Зюзино. Фото: Из личного архива / Борис Гурылев

Где покататься в Москве

«Велосипедных дорожек, по которым можно действительно спокойно прокатиться в Москве, не так уж и много,  считает Степан Чижов.  В первую очередь, это велодорожка, ведущая от Парка Горького до Воробьёвых гор. Хотя в самом Парке Горького быстро ехать не получится из-за большого количества пешеходов, но дальше, к Воробьёвым горам, дорога становится свободней. Также более-менее спокойная ситуация на территории МГУ. Здесь ограничено автомобильное движение и проложены велодорожки. В этом году появился довольно неплохой веломаршрут от Филёвского парка до Крылатского по набережной. Удачно проложен маршрут и от м. Беляево до м. Чертановская через Битцевский парк, но в самом парке есть много грунтовых аллей, по которым не всегда удобно ездить, особенно после дождя. Неплохие велодорожки есть и на Борисовских прудах. Остальные  плохо годятся для спокойной велопрогулки».

Велодорожка вдоль Ярославского шоссе. Фото: Из личного архива / Владимир Степанович

Новые маршруты

Согласно планам властей, в 2014 году количество велодорожек в Москве должно удвоиться, причём речь идет не о прогулочных маршрутах в парках, а дорожках в черте города. Так, должны появиться дорожки на Ленинградском, Кутузовском, Щёлковском и Можайском шоссе, на Рязанском проспекте, в Митино и Зеленограде. Также велодорожки будут проложены вдоль Бульварного кольца и на Кремлёвской набережной, что довольно сильно изменит облик центральных улиц города.

Велодорожка в Парке Горького. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Москва  город велосипедистов

Главный аргумент противников развития велодорожек в Москве  то, что «на дорогах России полгода лежит снег». Но, как показывает практика европейских стран, холодный климат никак не мешает развитию велотранспорта: в одном лишь Хельсинки длина велодорожек превышает 1500 км. «По-моему, процесс развития велотранспорта в Москве уже нельзя остановить. Мы наблюдаем «велобум», который является ответом города на пробки и засилье автомобилей,  считает Степан Чижов.  В 2011 году, согласно официальной статистике, на велосипедный транспорт в столице приходилось около 0,01 % от общего потока, в то время как в некоторых городах Европы цифра доходит до 50 %. Поэтому можно прогнозировать только увеличение количества велосипедистов на улицах Москвы». Понимают это и московские власти: Сергей Собянин заявил, что «велосипед стал частью транспортной системы Москвы».

Велодорожка Музеон Парк Победы. Фото: Из личного архива / Степан Чижов