По ком плакал Кащенко. История названий знаменитых столичных клиник

Психбольница №1 им. Алексеева. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Да по тебе Кащенко плачет», - говорим мы в сердцах. Пострадавших в серьёзных ЧП доставляют в Склиф, сложнейшие операции на мозге делают в «Бурденко», советская элита отправлялась рожать непременно «к Грауэрману»... А кем были эти люди, чьи фамилии теперь у всех на слуху?

   
   

Психбольница №1 им. Алексеева

Знаменитую психиатрическую лечебницу открыли в 1894 г. По легенде, один из купцов заявил московскому градоначальнику Н. Алексееву: «Поклонись при всех в ноги - дам на больницу мильон». «Мэр» так и сделал. Сейчас психбольница носит его имя, хотя в народе известна как «Кащенко», так как в советские годы называлась именем известного психиатра П. Кащенко (на фото). На посту главврача он прославился гуманным отношением к больным: разрешил им устроить в лечебнице клуб, театр и оркестр.

Городская клиническая больница им. Боткина

Больницу на Ходынке «для всех бедных, без различия званий, сословий и религий» построили в 1910 г. на завещанные купцом Солдатёнковым 2 млн рублей и присвоили ей имя мецената. Однако после революции переназвали в память о знаменитом терапевте Боткине. Сергей Петрович был 11-м ребёнком в семье торговца чаем, что не помешало ему стать блестящим врачом и «дедушкой» современной неотложки. Он не боялся ни болезней, ни коррупции. Сражался с холерой в Москве в 1854 г., а во время Крымской войны не только лечил раненых, но и успевал проверять каждую кастрюлю на больничных кухнях, чтобы у пациентов не воровали еду.
Городская клиническая больница им. Боткина. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

НИИ скорой помощи им. Склифосовского

Странноприимный дом для старых и больных москвичей открылся в 1810 г. Граф Н. Шереметев так горевал по своей угасшей от чахотки жене, известной актрисе Прасковье Жемчуговой, что не пожалел на строительство богадельни никаких денег. В 1920-х гг. здесь организовали Институт неотложной помощи и присвоили ему имя Н. Склифосовского. Мало кто знает, что будущий гений хирургии на первой операции упал в обморок. Зато потом во время боёв под Плевной через его руки прошли тысячи раненых. Когда есть хирургу было некогда, изредка помощники вливали ему в рот немного вина.
НИИ скорой помощи им. Склифосовского Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

НИИ нейрохирургии им. Бурденко

В 1932 г. в Москве основали первый в мире нейрохирургический институт. Николай Бурденко стал инициатором его создания. Внук крепостного, получившего вольную, он готовился стать священником, но потом передумал. В юности пошёл добровольцем на Русско-японскую войну, где получил награду за смелость. Говорят, на осмотр пациента ему хватало минуты. За это время он намечал план операции и приступал к ней. До Бурденко операции на мозге в мире проводились крайне редко, он же научил сотни врачей делать их с лёгкостью. С 1937 г. он был главным хирургом-консультантом Красной армии и ввёл в госпиталях массовое применение пенициллина.
НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

ЦКБ № 2 им. Семашко

Первоначально больница строилась для железнодорожников, но на момент открытия - в 1914 г. - стала госпиталем для раненных на фронтах Первой мировой. За век она выросла в целый «Оксфорд на Яузе» (так называют ЦКБ иност­ранные врачи) и носит имя первого советского наркома здравоохранения Н. Семашко. Знаменитый врач родился в семье учителей, племянник марксиста Плеханова. Учился в Елецкой гимназии вместе с будущим писателем Пришвиным. Спасаясь от полиции за участие в революционных кружках, уехал жить в Европу, где по­знакомился с Лениным, труп которого ему позже доверят вскрывать.
ЦКБ № 2 им. Семашко. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Роддом им. Грауэрмана

Роддом им. Грауэрмана на Новом Арбате открылся в ­1920-х гг. Здесь появились на свет многие знаменитости: Булат Окуджава, Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Кир Булычёв, а будущего секс-символа советского кино Андрея Миронова вытаскивали на белый свет щипцами. Участ­ники демократических митингов 1980-х скандировали под окнами легендарного учреждения: «Не рожайте коммунистов!» В 1991 г. роддом закрыли.
Сам акушер-гинеколог Григорий Грауэрман в здании никогда не работал, но зато благодаря ему москвички стали рожать «шикарно» - в чистых палатах и на белых простынях. Именно по его предложению в 1907 г. частную клинику на Покровке перепрофилировали в роддом, а чуть позже открыли и отделение для лечения осложнений после родов.    
   
Роддом им. Грауэрмана. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца

Первая глазная больница для бедных - ровесница XX века. После открытия в 1900 г. на Садовой-Черногряз­ской улице сразу стала популярной: здесь бесплатно и лечили, и выдавали лекарства. В её фондах хранятся диссертации по глазным болезням начиная с 1866 г.

Клиника названа в честь Г. Гельмгольца - немецкого физика и основоположника физиологии зрения. По настоянию отца будущий учёный окончил военно-медицинский институт и даже некоторое время проработал хирургом гусарского полка, ежедневно вставая в пять утра под рёв кавалерийской трубы. К счастью, науку он не забросил. И сегодня все врачи мира пользуются его изобретением - офтальмоскопом (зеркалом для исследования глазного дна).

МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Смотрите также: