По дороге в Золотую орду. Почему Замоскворечье облюбовали татары?

Посольство Бахрейна в Москве на Б.Ордынке. © / Commons.wikimedia.org

Что ещё ждёт нас в Замоскворечье, где в XIV в. и возникла Татарская слобода?     
   

Посольские обитатели

Населяли её выходцы из Золотой Орды и поволжских княжеств. Но это не значит, что жили здесь только татары. В Замоскворечье селились и русские, и представители других этносов. При этом все прекрасно уживались друг с другом. Этим всегда отличался наш город - в Москве никогда не было компактного проживания определённых народов, потому и не появилось никаких гетто, как в разных мегаполисах мира и европейских столицах. Гид и москвовед Александр Некрасов, с которым мы и прогулялись по Замоскворечью, считает, что татары также жили вблизи Мясницкой и Трубной улиц.

А почему слобода возникла именно в Замоскворечье? Это объясняется просто. Здесь проходил тракт, ведущий в Золотую Орду. Отсюда и название улицы Большая Ордынка. Толмачи (переводчики, обычно устной речи) селились в этом месте, чтобы обслуживать ордынское посольство.

Кстати, на Большой Ордынке, д. 18, (1) до сих пор стоит доходный дом, построенный русским архитектором Петром Ушаковым. В начале своей карь­еры зодчий служил при Николаевской железной дороге, а в 1901-м стал архитектором Попечительского московского комитета о бедных. Возможно, поэтому среди его работ - монастырское подворье на Б. Ордынке, д. 29, (2) глазная лечебница им. Гельмгольца, ризница храма во имя Воскресения Словущего при Ваганьковском погосте, где и похоронен архитектор.

Подворье Малоярославецкого Никольского монастыря надстроили двумя этажами в 1930-х гг. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В бывшем же доходном доме (кстати, по проектам Ушакова их в Москве возведено ещё 5) в настоящее время располагается Посольство Бахрейна. Вообще, большинство посольств в Москве размещается в особняках. Так повелось ещё при советской власти: большевики выбирали для иностранных дипмиссий достойные дома. А самыми приличными почти столетие назад считались купеческие особняки. Многие дворянские особняки к тому времени изрядно обветшали. Видимо, из-за того, что отношения с Бахрейном установлены сравнительно недавно (в 1990-м), для посольства этой страны и приспособили бывший доходный дом.

Черниговский Зигзаг

Большую Ордынку и одну из главных торговых улиц Москвы Пятницкую соединяет Черниговский переулок, напоминающий по форме зигзаг. В доме № 3 расположен храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора (3). В 1246 г. князь Михаил и его верный боярин Фёдор поехали в ордынскую ставку, где были казнены по приказу Батыя за то, что отказались пройти языческий обряд - очиститься прохождением между двух огней. Русская церковь причислила их к лику святых, а их мощи были доставлены в Чернигов. В 1578 г. Иван Грозный распорядился перевезти мощи в Москву. Считается, что каменный храм был построен в 1675 г. в память о том, что в этом месте был встречен почётный эскорт с мощами Михаила и Фёдора. Однако их останки покоились здесь недолго, их перенесли в Архангельский собор Кремля. Любопытно, что в то время Михаил Всеволодович был политическим противником Юрия Долгорукого, а в итоге оказался в одной усыпальнице с его потомками. 

   
   

Напротив храма Черниговских чудотворцев расположен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 8) (4). Раньше на этом месте находился Ивановский монастырь, который был возведён одним из строителей Московского Кремля итальянским зодчим Алевизом Новым. Это был женский монастырь, в котором по традиции молились о благополучных родах великой княгини. Последний раз здесь обращались к Богу, когда на свет должен был появиться Иван Грозный. Позже Елена Глинская (мать Грозного) распорядилась перенести Ивановский монастырь ближе к центру Москвы (Малый Ивановский пер., д. 2). Монастырь был посвящён дню Усекновения главы Иоанна Предтечи и отличался строгим уставом. Поминание казни христианского пророка и посвящение царю, по воле которого много голов слетело с плеч, будто предопределило мрачную историю обители, ставшей «острогом для узниц высокого положения». Говорят, здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского.

11 лет жизни провела тут в земляной тьме столбовая дворянка Дарья Салтыкова - та самая Салтычиха, известная своей жестокостью по отношению к крепостным. Ну а наиболее загадочной жительницей монастыря принято считать инокиню Досифею. Ходили слухи, что она дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского. Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II её привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь, где она прожила 25 лет. А похоронена была в Новоспасском монастыре - месте погребения бояр Романовых. 

Заслуженная мечеть

Москвовед Александр Некрасов уверен, что особенность Москвы - в отсутствии чисто мусульманских построек. Во все времена зодчие старались вписать любые здания в стиль города. Даже старейшая мечеть столицы - Историческая на Большой Татарской, д. 28, (5) изначально выглядела как одноэтажное здание, ничем не отличающееся от окрестных построек. Кстати, чтобы получить разрешение на её строительство, было написано не одно прошение. Разрешение дали после 1812 г. в награду за героизм воинов-мусульман в войне с Наполеоном. Построили мечеть только в 1823-м. Минарет и купол на ней появились ещё спустя 60 лет. Сейчас это действующая мечеть.

Читайте также: 10 самых крупных мечетей России

Историческая мечеть Москвы на Большой Татарской, д. 28. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Недалеко от неё, в Малом Татарском пер., д. 8, располагается дом Асадуллаева (6). Он был построен в 1913-м на средства бакинского нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева. На первый взгляд, это здание в стиле классицизма. Однако если приглядеться, то можно увидеть на фасаде узоры, характерные для мусульманских архитектурных строений. Изначально в этом доме находилась школа. Затем появились библиотека тюркских народов, типография и даже редакция газеты на татарском языке. В ­2003-м здание передали Татарскому культурному центру. В наши дни здесь проводятся лекции, фестивали, работают секции для детей. Ансамбль песни и танца «Мирас», а также коллектив татарского танца «Ильдан» приняли участие в общегородском празднике Навруз, прошедшем недавно на ВДНХ. 

Читайте также: Город сорока сороков. Самые интересные храмы Москвы

Дом купца-мецената Шамси Асадуллаева, ныне - Татарский культурный центр. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий