Перезагрузка набережных. Благоустройство Москвы продолжается

До 2035 г. в Москве обустроят 64 км новых набережных, таких же современных, как недавно благоустроенная Якиманская. © / stroi.mos.ru

От Никольской до «Зарядья»

В единую пешеходную зону скоро превратится исторический маршрут, ведущий фактически от Красной площади до парка «Зарядье». Он обещает стать дорогой, пройдя по которой, человек встречается с главными символами столицы, знакомится с её историей, любуется Москвой, древней и современной. 

   
   

Начавшись от улицы Никольской, которая соединяет Красную площадь с Лубян­ской, новый маршрут пройдёт по переулкам Богоявленскому и Рыбному, пересекая уютную Биржевую площадь. 

«Биржевая - одна из немногих камерных площадей Москвы, она станет сердцем новой пешеходной зоны, - рассказали в столичном Департаменте капитального ремонта. - Наша цель - сделать её достопримечательностью Китай-города».  

Благоустройство маршрута уже началось. Здесь планируется отремонтировать, а при необходимости заменить инженерные коммуникации, проложить каналы подземной кабельной канализации, в которую спрятать все провода. Пешеходную зону замостят крупными гранитными плитами, установят новые уличные скамейки и фонари, а осенью свои места займут деревья.

Участки, где проходят работы, будут закрыты специальными ограждениями, а для пешеходов проложат деревянные настилы с пандусами и спусками. Для автомобилей улицы перекрывать не планируется - они не особо загружены транспортом, так что движение сохранится. 

После окончания работ в пешеходной зоне сохранится небольшое пространство для проезда спецтехники, такси, машин сотрудников близлежащих офисов, автомобилей по доставке продуктов в кафе и магазины, а также транспорта горожан с ограниченными возможностями здоровья.

Белый город увидим... в витрине

Любые ремонтные или строительные работы в центре такого старинного города, как Москва, всегда чреваты археологическими «сюрпризами» - ведь история лежит здесь практически под ногами! Процесс взаимодействия учёных и строителей давно отработан, поэтому все находки обретают почётные места в музеях столицы.  

   
   

«Это заблуждение, что у археологов и строителей разные задачи, - уверен первый заместитель главы Департамента капитального ремонта Москвы Алексей Беляев. - На самом деле цель одна - провести ремонт, который подчеркнёт индивидуальность и в то же время сохранит исторический дух каждой улицы. И документ, регулирующий работу, тоже один - проект благоустрой­ства, его разрабатывают ещё до старта. В нём есть инженерные, архитектурные и строительные решения, описание технологий и материалов, этапов ремонта».

Порядок таков: на улицы выходят строители, выставляют ограждения, обустраивают дорожки для пешеходов, ставят предупреждающие знаки и наносят временную дорожную разметку. Потом приступают к снятию старого покрытия тротуаров и земляным работам. И уже при ремонте канализации, прокладке кабелей, газопровода или водопровода они и находят приветы из прошлого.

«Сейчас в столице к археологическому надзору привлечено 100 специалистов, - продолжает А. Беляев. - Кроме того, что археологи присутствуют на стройплощадках лично, они ведут инструктаж рабочих и рассказывают, как поступать, если обнаружено что-то необычное».

Для некоторых исторических находок на благоустроенных улицах планируется создать экспозиции под открытым небом. Самой масштабной витриной станет участок крепостной стены Белого города на Хохловской площади. Он будет центральным элементом в благоустройстве площади и превратится в одну из досто­примечательностей россий­ской столицы. Похожие экспозиции с древними находками могут появиться и на других улицах.

До «острова мечты» доведёт мост

В этом году будет проведена большая работа по благоустройству 12 набережных Москвы. Причина такого внимания к ним - слабая доступность пространств, прилегающих к реке, а ведь именно речные берега - наиболее привлекательные смотровые площадки в любом городе мира. 

Уже разработано несколько типовых решений по обустройству набережных. Как подчеркнула

председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, это не значит, что им придётся «втискиваться» в некие жёсткие рамки. Каждый участок сохранит свойственные только ему исторически сложившиеся особенности. Просто намечены основные ориентиры создания общественных пространств, где главные критерии - максимальная открытость, комфорт для пешеходов и автомобилистов, увеличение пропускной способности.

Ведь именно пропускной способности не хватает сегодня, например, Крутицкой набережной с её бесконечными пробками. После её реконструкции на участке от Новоспасского моста до Симоновской набережной откроется 4-полосное движение, которое увеличит пропускную способность дороги до 1800 автомобилей в час. В узких местах набережная будет расширена за счёт акватории реки. 

Интересные метаморфозы произойдут и с другими берегами. Так, Симоновскую продлят до Третьего кольца и проспекта Андропова. Расширенная проезжая часть облегчит движение транспорта к новому московскому району, которым станет нынешняя пром­зона «ЗИЛ».

У Краснопресненской набережной (от Третьего кольца до улицы Шеногина) появится четыре новых съезда и пять остановок общественного транспорта с заездными карманами. Это обусловлено тем, что набережную соединят с международным деловым центром «Москва-Сити». И заброшенная территория у реки превратится в оживлённую и благоустроенную деловую зону.

На территории Нагатинской поймы появится шестиполосная дорога с мостом - по нему можно будет добраться до парка развлечений «Остров мечты», создание которого ведётся в этом месте.

Кстати, в ближайшие годы планируется построить ещё 21 мост через реку. И тогда в мегаполисе их будет 53. 

Всего же до 2035 года запланировано создание 64 километров новых набережных и благоустройство 73 км существующих. Но уже сейчас москвичи могут оценить, как будет выглядеть Москва-река в новом обрамлении, прогулявшись по открытой для пешеходов Якиманской набережной. 

Старинная брусчатка вернётся на место

Старая московская брусчатка, свидетель многих исторических событий, будет восстановлена возле ст. м. «Баррикадная» и «Краснопрес­ненская». Сейчас около 3 тыс. кв. м дорожного камня, снятые с поверхности в этих местах, аккуратно сложены и ждут, пока строители начнут укладку. Завершить работы планируется в конце августа. 

Возле высотного здания на Кудринской площади, там, где сейчас парковка, будет пешеходная зона. А пространство возле двух станций метро и Московского зоопарка преобразится: высадят 90 деревьев, 290 кустарников, появится 900 кв. м цветников. Кроме того, около метро откроется велопрокат и появятся новые павильоны - остановки общественного транспорта.

Для пешеходов, идущих от зоопарка к высотке, на пересечении Большой Грузинской и Баррикадной улиц сделают островок безопасности.

На время ремонта перекроют по одной полосе на обеих сторонах улицы Баррикадной, а для пассажиров метро проход к станции оборудуют настилами.