Новый облик старого города. Какие вывески в Москве будут демонтированы?

Ул. Сущевская, д. 9. © / Google Maps

Вчера в ряде СМИ появились сообщения о разрушении фасадов кафе «Жан-Жак» и «Джон Донн», которые якобы не соответствовали архитектурному облику города. Ажиотаж подогревался тем, что эти заведения считаются излюбленными местами отдыха для московской либеральной интеллигенции. Однако позже выяснилось, что вывески ресторанов менялись по инициативе их владельцев, которые решили не дожидаться предписания властей и привести их в соответствие с новой концепцией, принятой правительством Москвы в прошлом году. АиФ.ru рассказывает о том, как в скором времени изменится облик города.

   
   
Улица Покровка, дом 1/6. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Долгое время в Москве не существовало чёткой концепции, как должны выглядеть вывески на фасадах исторических зданий. Если дом признавался объектом культурного наследия, то любые изменения фасадов в нём запрещались, а любая вывеска должна была быть согласована с властями города. В то же время это не мешало многим компаниям вывешивать на фасаде таких домов вывески, которые, по мнению градозащитников, уродовали облик столицы. Можно вспомнить вывеску дома приёмов и торжеств «Империя», которая закрывала прекрасную решётку балкона Шехтелевского дома, и огромную вывеску ЦУМа. И всё же стоит отметить, что по отношению к памятникам архитектуры ситуация в Москве за последние годы изменилась к лучшему. Что же касается исторических зданий, которые не охраняются государством, а таких большинство, то по отношению к вывескам на них ни о каких критериях долгое время речи не шло. В результате весь исторический центр города покрылся рекламой.

Новые вывески в Старой Москве

Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Ситуация стала меняться в лучшую сторону два года назад, после смены городских властей. Первые изменения, которые заметили москвичи, — демонтаж крупной рекламы в центре, в том числе ставших привычными электронных щитов Pepsi-Cola и Nokia рядом с Пушкинской площадью. Вслед за этим Москомархитектура и студия Артемия Лебедева летом 2013 года разработали дизайн-код, соответствовать которому должны будут все московские вывески.

Новая концепция предполагает, что вывеска должна сочетаться с городской средой, а не «конкурировать» с ней. Говоря простым языком, яркие, огромные полотна на исторических фасадах должны быть заменены более мелкими вывесками, которые не будут нарушать архитектурный облик здания. Всего концепцией предложено несколько видов вывесок и их оформления. В том числе регламентирует руководство и информационное наполнение рекламных площадей. Так, на них запрещается указывать контактную информацию. Предпочтение отдаётся отдельно стоящим буквам и логотипам без подложки, то есть размещённым непосредственно на плоскости фасада. Кроме того, предпринимателям предлагается располагать вывески в витринах зданий.

Не больше 10 метров в длину

В концепции указывается и месторасположение, и размер вывесок: они не должны висеть выше 2,5 метра (идеальной считается вывеска, расположенная не выше человеческого роста), а их текстовая часть не может быть длиннее десяти метров и выше полуметра. Изображение бренда в ширину и высоту не может превышать 0,75 м.

Стоит отметить, что на главных городских улицах Москомархитектура планирует разработать специальные требования для каждого конкретного здания. Если же фантазия компании выходит за рамки установленных правил, то дизайн-проект вывески должен пройти согласование с властями города.

Размещение на одном фасаде объекта вывесок нескольких организаций. Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Принудительный демонтаж

Главная цель разработки критериев к вывескам — изменить облик города в кратчайшие сроки. Дело в том, что на утверждение каждого отдельного проекта вывески уйдут годы. К тому же нельзя исключать и коррупционную составляющую, когда проект, не соответствующий архитектурному облику города, будет всё же принят.    
   

Если владельцы предприятий согласятся заменить свою вывеску на соответствующую разработанным критериям, то никаких согласований в городских структурах не потребуется. На сегодняшний день для этого необходимо предоставить ряд документов.

Новые правила были утверждены в правительстве Москвы 25 декабря 2013 года, а их введение планируется осуществлять в три этапа: внутри Садового работы по замене вывесок должны начаться с 1 мая 2014 года, от садового Кольца до Третьего транспортного — до 1 января 2015 года и от Третьего транспортного кольца до МКАД — до 1 июля 2016 года.

В торговом центре Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Если в ходе инспекции будут выявляться вывески, не соответствующие правилам, владельцам коммерческих заведений будет отправлено предписание со сроками смены фасада, и если оно не будет выполнено в срок, Объединение административно-технических инспекций выполнит его принудительно.