Новостройки в 5 минутах от Кремля. В центре Москвы построят жильё

Павелецкий вокзал. © / РИА Новости

Промзона № 1 «Павелецкая» — первая историческая площадка в Москве, где в XIX–XX веках централизованно создавались крупные промышленные предприятия. Строить заводы именно в этом месте решили потому, что здесь было много пустырей, существовала транспортная инфраструктура (Павелецкий вокзал) и было много воды для производственных нужд. Сегодня этот район — одна из самых привлекательных для девелоперов площадок в границах «старой Москвы».

   
   

Офисы на месте выстрела Каплан

На территории промзоны находились самые разные предприятия, среди которых знаменитый «Московский электромеханический завод им. Владимира Ильича» (бывший завод Михельсона), на территории которого в 1918 году Фанни Каплан совершила покушение на Ленина; «Московский завод координатно-расточных станков» — одно из старейших предприятий станко-инструментальной отрасли; завод «Аремкуз», занимавшийся производством автомобильных кузовов. В данный момент производство на предприятиях прекращено, в большинстве из них находятся офисы. За годы своего существования промышленный район «оброс» жильём и инфраструктурой. Сегодня здесь находятся школы, детсады, жилые дома, храмы, офисы, отели и другие постройки.

Павелецкая площадь и вокзал вскоре после постройки, 1910 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Застройка территории бывших предприятий в районе Павелецкого вокзала ведётся с середины 1990-х годов, но централизованным это строительство назвать трудно. Бывшие фабрики и заводы превращали в деловые центры разные застройщики, при этом не сохранялся исторический облик города, не создавалась транспортная инфраструктура. «В 2002–2004 годах на территории промзоны планировали построить жилую недвижимость лишь на месте старых малоэтажных жилых домов, — рассказала АиФ.ru руководитель отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Дарья Третьякова. — Чуть позже, в 2010 году, была запланирована комплексная застройка жилой, торговой и коммерческой недвижимостью разных классов, но по разным причинам проект реализован не был».

Конец «вечной ямы»

Упоминание слов «Павелецкая» и «стройка» в одном предложении чаще всего вызывает в сознании жителей столицы только одну картину: «вечная яма» перед Павелецким вокзалом. В 2001 году эту территорию московские власти хотели превратить во вторую Манежную площадь, но по разным причинам строительство тогда ограничилось вырытым котлованом глубиной в 40 метров. Потом стройке помешал финансовый кризис, и в результате Москва получила очередной «долгострой», а красивейшее историческое здание вокзала несколько лет закрывал со стороны Садового кольца уродливый забор. В октябре 2013 года столичные власти разорвали контракт с застройщиком, а на месте котлована решили построить подземную парковку. От строительства на территории перед вокзалом московские власти отказались вовсе, так что весной 2015 года на площади могут быть разбиты газоны, клумбы с цветами, и она станет такой, как прежде.

Павелецкая площадь до застройки, 2004 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Гостиницы, жильё и вокзал

В прошлом году «Павелецкая» была включена в список из 8 промзон, которые будут подвергнуты реорганизации. Это означает, что в ближайшее время на этой территории будет построено жильё, будут решены вопросы транспортной доступности, созданы рабочие места. И хотя в данный момент правительство ещё не утвердило план застройки, эксперты делают предположения о том, как будет выглядеть промзона через несколько лет.

На текущий момент основная площадка, которая представляет интерес для девелопмента, находится на территории грузового двора «Москва-Товарная-Павелецкая» и путевого хозяйства Павелецкого вокзала. «Выход площадей достаточно велик для такого участка — порядка 1,5 млн кв. м. (на жильё около 900 тыс. кв. м., на коммерческую недвижимость — 600 тыс. кв. м.)», — считает Софья Лебедева, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки». По информации из разных источников, строительство планируется вести нетрадиционно — станция останется в эксплуатации, а пути железной дороги планируют накрыть каменным ангаром, сверху которого можно будет надстроить объекты. Район в равной степени подходит и для жилых комплексов, и для офисных центров и коммерческих площадей. «Помимо офисов и жилья, в районе промзоны «Павелецкая» будет построено много гостиниц», — считает Наталья Голованова, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами SOHO Estate. По её мнению, на данной территории возможно строительство гостиничного кластера с преобладанием недорогих гостиниц, особенно в зоне железнодорожных путей.

Вид на Садовое кольцо в районе площади Павелецкого вокзала. Фото: РИА Новости

Главным плюсом промзоны «Павелецкая» является её месторасположение. В такой близости от исторического центра Москвы больше не осталось крупных площадок под застройку, а значит, какая бы недвижимость ни была здесь построена, она будет пользоваться спросом. К минусам района можно отнести находящийся совсем рядом вокзал, неблагополучную экологию центра Москвы. Помимо этого, считает директор департамента продаж агентства эксклюзивной недвижимости агентства «Усадьба» Елена Лашко, застройщикам придётся решать вопрос транспортной инфраструктуры: в данный момент въезд на территорию будущего района возможен по единственной узкой улочке.    
   

Цены

Строить в районе «Павелецкой» будут в основном жильё бизнес-класса. Его стоимость, учитывая месторасположение района, будет выше рыночной. «1 кв. м жилой недвижимости может стоить 280–320 тыс. руб., коммерческой — от 190 тыс. руб. до 240 тыс. руб», — считает Александр Вусов, руководитель департамента оценки стоимости бизнеса и активов консалтинговой группы «Апхилл». На вторичном рынке средняя цена квадратного метра жилья рядом с метро «Павелецкая» сегодня превышает 200 тыс. рублей.