В двух минутах ходьбы от площади Рогожской заставы в Москве располагается любимый многими горожанами памятник архитектуры – практически полностью сохранившийся ансамбль ямщицкой слободы на Школьной улице. Однако свой сегодняшний вид историческая застройка приобрела лишь недавно, несколько десятилетий назад вместо улицы здесь была проезжая часть, а большинство домов считались непригодными для жилья.
Рогожская слобода сформировалась ещё в начале XVI века как поселение московских ямщиков. Название выбрали по топографическому принципу, расположенному по той же дороге селу Рогожи, которое сегодня превратилось в город Ногинск. Сегодняшняя Школьная улица первоначально именовалась Тележной и считалась в слободе главной. Двух- и трёхэтажные ямщицкие дома с большими арками строились по типовым проектам: на первом этаже конюшня, на втором – небольшие квартиры для людей, во внутренних двориках деревянные амбары и навесы для сена. Как раз из-за них пожары на Тележной считались привычным делом: дома на улице постоянно сгорали и перестраивались. Существующий ансамбль был полностью сформирован в XIX веке.
Каждый день на улице шла торговля, современники вспоминали, что продавали шорные изделия и всё, что могло понадобиться ямщикам. «В Макарьевскую ярмарку на Тележной улице была такая толчея, что, я помню, мы с отцом, идя в пять часов утра, еле протискались. Не только с Владимирского и Рязанского трактов стекались сюда обозы, но положительно со всей России, главным образом, к «Макарию», как звали тогда Нижегородскую ярмарку», – писал в газете «Московский листок» уроженец Рогожской слободы оперный певец Павел Богатырёв.
Он же вспоминает народное название Тележной – Крутоярская, по стоявшему на ней пивному кабаку «Крутой яр». Ситуация, типичная для России в тот период, историческое название соседней Добровольческой улицы, Хива, многие краеведы связывают с располагавшимся здесь одноимённым рестораном, который держали узбекские купцы. Исторические помещения питейных домов не сохранились.
После революции в уцелевших домах в конце улицы обустроили квартиры для рабочей интеллигенции. По данным адресных книг, жильё здесь получили врачи, рядовые члены Моссовета и военные в младших званиях. В 1923 1-й Рогожской дали новое название – Школьная, этимологию которого так никто и не объяснил. По всей видимости, наименование было связано с планами по перестройке квартала, соседняя 2-я Рогожская в тот же момент превратилась в Библиотечную. На улице положили трамвайные рельсы и пустили маршрут № 2. Выгоревшие ещё при императоре или просто заброшенные дома так и оставались в руинах.
План реконструкции Школьной разработали в 1970-х годах. Но работы начались только в 1984 году. На улице нашли несколько десятков исторических зданий, с сегодняшнего 12 по 48 дома, их полностью восстановили и объявили памятниками федерального значения. Восстановили и былую инфраструктуру улицы – газовые фонарики и столбы для привязи лошадей. Вместо трамвайных рельсов на улице появилась брусчатка и всякое движение транспорта стало запрещено. После реконструкции улица должна была превратиться в альтернативный Арбат. В обновлённых зданиях собирались обустроить реставрационные мастерские и ремесленные училища, открыть кафе, исторические рестораны и музей ямщиков. Из всех планов властям удалось осуществить лишь часть – несколько домов заняли структуры «Центрреставрации», а ещё в одном здании удалось открыть существующее по сей день кафе. Позже большую часть домов сдали под офисы, а о просветительском проекте постепенно забыли – улица находится слишком далеко от исторического центра и традиционных туристических мест.
Читайте также:
Офисы, фитнес и общепит: как в Москве используются здания исторических бань >>
Неконтролируемый снос: три здания, которые потеряла Москва >>
Придорожный памятник: как строилось «круговое депо» >>