Москва будущего: столичные набережные станут огромной пешеходной зоной

Работа испанской команды Burgos & Garrido arquitectos для градостроительного конкурса. © / Международный градостроительный конкурс Москва-река

Идея облагородить берега Москвы-реки и превратить их в пешеходные зоны появилась в прошлом году. Позже мэрией было решено провести конкурс на создание концепции развития набережных. Всего в нём участвовали 47 консорциумов, в которые вошли 216 компаний из России, Бельгии, Испании, США, Франции, Германии, Нидерландов, Италии, Китая, Австрии, Хорватии, Колумбии, Сингапура, Филиппин и Дании. 12 сентября был завершён приём заявок на участие в конкурсе, а 19 сентября были объявлены 6 финалистов.

   
   

«Через первые два тура отбора прошли 10 команд, и из них уже тайным голосованием выбиралось 6», — сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По словам чиновника, главным условием конкурса было участие в консорциумах российских компаний, для того чтобы отечественные архитекторы могли перенимать опыт у своих иностранных коллег. «Я не вижу смысла закрываться и пытаться сделать всё своими силами — так уже давно никто не работает. Главное, чтобы набережные были сделаны хорошо, а кто это сделает, не так уж и важно», — считает архитектор.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и руководитель департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский (справа). Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин.

По словам Сергея Кузнецова, сам факт того, что компания попала в список 6 финалистов, уже означает большую победу для архитекторов: развитие московский набережных — огромный проект, и скорее всего, какие-то элементы из всех представленных финалистами проектов так или иначе будут использованы при его реализации. Более того, эта работа не будет бесплатной: архитекторы получат неплохой гонорар.

Ницца и Майами как пример для подражания

Развитие набережных будет подразумевать создание пешеходной зоны шириной около 50 метров, при этом автомобильные дороги сузят до двух полос, а скоростной режим ограничат: по мнению главного архитектора столицы, важно найти баланс между автомобилистами и пешеходами.

По мнению Сергея Кузнецова, положительные примеры развития набережных в крупных городах есть в Гамбурге, Рио-де-Жанейро, Майами, Ницце, и Москва будет ориентироваться на них. «Понятно, что у нас другой климат, но формат набережных с архитектурным ансамблем с фронтом вдоль воды и активными первыми этажами, с медленным движением машин и с широкой частью рекреационной зоны до воды, которая будет представлять собой парки, — то, что нужно Москве», — считает чиновник.

6 финалистов

Одним из лидеров конкурса стала испанская команда Burgos & Garrido arquitectos благодаря тому, что в их портфолио представлен успешный проект в Мадриде, который является одним из самых лучших в мире примеров по облагораживанию набережных в условиях городской среды.

Работа испанской команды Burgos & Garrido arquitectos. Фото: Международный градостроительный конкурс Москва-река

Коллектив Turenscape из Китая уже отметился в конкурсе на создание парка «Зарядье» в Москве. Команда архитекторов известна своим трепетным отношением к экологической составляющей своих проектов, к ландшафтному дизайну, причём не локально, а в масштабах больших проектов, что, по мнению Сергея Кузнецова, очень важно для Москвы.

   
   
Работа команды Turenscape из Китая. Фото: Международный градостроительный конкурс Москва-река

Третьим финалистом стала компания МЕГАНОМ, которая является одной из самых крупных в России, успевшая реализовать несколько крупнейших проектов и в столице. Особенно Сергей Кузнецов отметил проект по реорганизации промзоны «ЗиЛ», в которой компания принимает активное участие. Команда SWA Group из США была включена в список финалистов благодаря проектам развития территорий набережных по всему миру.

Работа одного из финалистов конкурса — команды из США, SWA Group. Фото: Международный градостроительный конкурс Москва-река

Коллектив Maxwan Architects + Urbanists из Нидерландов — один из самых опытных в мире по облагораживанию набережных в условиях городской среды.

Работа коллектива Maxwan Architects + Urbanists из Нидерландов. Фото: Международный градостроительный конкурс Москва-река

Шестым участником стало архитектурное бюро «Остоженка», которое имеет большой опыт работы в Москве. В частности, разрабатывая конкурсный проект на развитие московской агломерации, компания уделила большое внимание развитию Москвы-реки, что и отметило жюри.

Работа российского архитектурного бюро «Остоженка». Фото: Международный градостроительный конкурс Москва-река

Дебаркадеры — плохой формат

Отдельно Сергей Кузнецов коснулся вопроса дебаркадеров, расположенных на Москве-реке. По его мнению, они должны быть ликвидированы: «Если бы дебаркадеры были уместны, то при разработке Генплана Москвы ещё в 1930-х годах они были бы в него заложены. Однако ни одному архитектору это в голову не пришло. В Москве с её парадными, представительными фасадами вдоль рек такой формат недвижимости неуместен». Впрочем, чиновник допустил, что на Москве-реке будут найдены места, где будет разрешена установка дебаркадеров, которые обретут «симпатичный вид».

Заместитель директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Марина Лепёшкина. Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

В первую очередь — «ЗиЛ» и Строгино

«Первое, что сделают финалисты, — приедут в Москву на ознакомительный семинар 1 октября, после чего они приступят к разработке конкурсных проектов. Задание конкурса включает в себя две составляющие: первая — разработка концепции развития реки до 2035 года, и вторая часть — проектные предложения по первоочередным участкам. В первую очередь реконструироваться будут набережные в центральной части города, площадки в Строгино и в районе Москва-Сити, а также территория бывшего завода «ЗиЛ». Работы конкурсантов должны быть представлены в начале декабря, а 16-го декабря будет объявлен победитель», — сообщила заместитель директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Марина Лепёшкина.