Михаил Державин: Профессионалы с улицы

Коллаж: АИФ

Исчезнувшие профессии - чистильщики обуви, трубочисты, «топтуны» - создавали неповторимую атмосферу старого города.

   
   

Михаил Державин, актёр:

Я помню чистильщиков. Они в любую погоду драили людям обувь. Особенно много их толпилось у вокзалов. Видимо, там клиентов было больше, люди хотели зайти в вагоны в блестящих ботинках. Думаю, если бы в своё время им сделали удобные будочки, они бы не «вымерли» как класс.

Как и «топтуны» - охранники товарища Сталина. Я всю жизнь живу на Арбате, сейчас - между Старым и Новым. Так вот, они там всегда дежурили. Сталин проезжал по Арбату к себе на ближнюю дачу. По телефону они сообщали кому-то: «Хозяин едет». И думали, что их не замечают, а все дворовые ребята знали их в лицо, только сфотографировать не могли. Почему «топтуны»? Да зимой они ходили в оригинальных тёплых ботах...

Ещё я помню, как продавали горячие пирожки с повидлом и с мясом. И люди с удовольствием ели их, не боялись ничего. 

Были и мороженщицы - женщины с тележками, наполненными пломбирами и эскимо на палочках. Они, кстати, не «вымерли». Как и те, кто всё время продаёт свой нехитрый товар - шарики, семечки, флажки. Да и во всём мире уличная торговля до сих пор существует. Думаю, это хорошо, потому что людям удобно. Плохо может быть только в том случае, если кто-то торгует пирожками, а рядом с ним другие чистят ботинки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   
В чём разница между извозом в XIX и XXI веке? Современные москвичи не ездят под вопли «Но, пошла!» и «Эх, залётные!», а стоят в пробке под песню «Зеленоглазое такси». Фото: public domain, Эдуарда Кудрявицкого
Раньше чистильщики обуви сидели на московских улицах повсюду, особенно много их было у вокзалов и театров. Теперь же паренька со щёткой, который надраит ваши ботинки до блеска, можно встретить лишь в дорогих отелях. Фото: public domain, Валерия Христофорова
«С модным товаром брожу налегке...» Так было и во времена гардемаринов, и сейчас. Только штаны у лоточников стали покороче, а комплек­ция - повнушительнее. Фото: public domain, Валерия Христофорова
Гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом. И, как видим, по сей день составляет достойную конкуренцию железным дорогам и автопрому. Фото: public domain, Валерия Христофорова