Конец Чкаловска. Таджикистан изменил последнее русское имя города

Людмила Корина / Кадр youtube.com

Первый атомный центр СССР стал Бустоном

В Таджикистане решением правительства страны переименован последний населенный пункт, носивший русское название.

   
   

Город Чкаловск получил таджикское название Бустон. Соответствующее постановление правительства страны утвердил президент Эмомали Рахмон.

В сообщении информационного агентства «Ховар» говорится: «Целью переименования является пропаганда национальных ценностей, пробуждение исторической памяти молодого и подрастающего поколений о культуре предков и современной государственности таджикского народа».

Город Чкаловск был основан после Великой Отечественной войны, в 1946 году, как поселок при Лениннабадском горно-химическом комбинате. Новому населенному пункту предстояло сыграть историческую роль — он стал первым центром советской атомной промышленности. Здесь был добыт и обогащен уран, с помощью которого была создана первая советская атомная бомба и запущен первый отечественный атомный реактор.

Во времена СССР Чкаловск как объект стратегического значения являлся закрытым городом. Распад СССР привел не только к отмене прежнего статуса, но и к кардинальному изменению структуры населения. Из интернационального и русскоязычного Чкаловска в первые годы независимости Таджикистана выехало четыре пятых прежнего населения. Сегодня население 32-тысячного Бустона составляют в основном таджики.

В июне 2015 года на второй Сессии Маджлиса народных депутатов Чкаловска было решено переименовать город в Шохкант. Однако центральные власти Таджикистана решили не отдавать этот вопрос на откуп местным представителям и приняли свое решение.

Таджикистан, Чкаловск. Кадр youtube.com/ Денис Бельков

Кампания по переименованиям коснулась фамилий

Отказ от названий советского периода начался в Таджикистане еще в 1990-х, но в 2000-х годах ему был придан статус государственной кампании. Причем коснулась она не только названий населенных пунктов и горных пиков, но и, к примеру, фамилий.

   
   

Старт данному процессу дал сам президент Таджикистана. В марте 2007 года, выступая перед собранием представителей таджикской интеллигенции, он призвал к тому, чтобы «вернуться к нашим культурным корням и использовать национальную топонимику». В частности он решил изменить своё имя и именоваться не Эмомали Шариповичем Рахмоновым, а Эмомали Рахмоном. Президент отметил: «Например, в различных документах, в том числе международных, мои имя и фамилию называют по-разному. Поэтому я хотел бы, чтобы меня называли Эмомали Рахмоном, по имени покойного отца».

Решением главы государства, ЗАГСам было запрещено регистрировать детей со славянскими окончаниями фамилий «-ев» и «-ов».

В ходе переименования городов и областей Ленинабадская область была переименована в Согдийскую, город Ура-Тюбе в Истаравшан, Гармский район — в Раштский. Кампания коснулась не только городов и поселков, но и отдельных улиц. Причем с учетом того, что переименовывались не только улицы, названные в честь советских государственных деятелей, но и те, что носили имена русских писателей, можно говорить о том, что речь шла об отказе от всего русского наследия в Таджикистане.

Таджикистан, Чкаловск. Кадр youtube.com/ Денис Бельков

Язык, который больше не нужен

Логичным продолжением данного процесса стало принятие в 2009 году Закона «О государственном языке», устанавливавшего таджикский язык в качестве единственного для общения с органами государственной власти и управления. Этот закон, принятый по инициативе президента Рахмона, напрямую вступал в конфликт с Конституцией Таджикистана, провозглашавшей русский язык языком межнационального общения.

Следующим шагом стало принятие в 2010 году поправок в закон, согласно которым все законы и нормативно-правовые акты в стране в официальной прессе должны печататься только на таджикском языке, в результате чего русский язык полностью был исключен из делопроизводства в Таджикистане.

На этом фоне исчезновение с карты Таджикистана Чкаловска — лишь один из завершающих эпизодов процесса изменения облика страны. 

Постепенный отказ от русского языка выглядит логичным в условиях исчезновения русского населения в Таджикистане. Последняя всесоюзная перепись населения 1989 года зафиксировала, что среди 5 миллионов населения Таджикской ССР 388 тысяч русских. Перепись населения Таджикистана 2010 года показала, что при общей численности населения страны в 7,56 миллионов человек русских осталось менее 35 тысяч.