Попробуйте как-нибудь ночью на даче сходить в ближайший лес, да чтобы ночь была тёмная и чтобы ещё вблизи не было хорошо освещённых населённых пунктов. И вы получите отличное представление о том, в каких условиях передвигались москвичи по улицам столицы, скажем, 500 лет назад.
Правда, передвигались в такую пору только люди лихие да отчаянные, приличные же горожане ложились спать с заходом солнца: всё равно ведь ничего не видно, а свечи — слишком дорогое удовольствие, да и с лучиной много не наработаешь. А если уж надо выйти ночью по какой надобности, то пользовались личными средствами освещения: факелами да фонарями. Мысль о том, чтобы освещать улицу, никому и в голову не приходила.
Электрическое освещение появилось в российской столице в 1883 году, когда около Кремля установили новые светильники, да ещё в тот же памятный год по случаю коронации царя Александра III засияла площадь возле храма Христа Спасителя, а 3500 лампочек накаливания господина Эдисона осветили колокольню Ивана Великого. Тверская стала первой улицей в столице, полностью освещённой электричеством. Прогресс завоёвывал город.
И стало окончательно ясно, что без электричества обойтись никак невозможно.
Электрификация страны началась, как и полагается, в столице, которой тогда был Санкт-Петербург. В городе на Неве было организовано «Общество электрического освещения 1886 года». С самого начала существования новой компании встал вопрос об электрификации Москвы, и уже через год после своего основания общество принялось за организацию освещения пассажа на Тверской улице (поэтому 1887 год считается датой образования всей энергосистемы Московского региона).
Люди непосвященные ни за что не поверят, что затейливое здание красного кирпича в старорусском стиле по адресу Георгиевский переулок, 3, стр. 3, где сейчас располагается выставочный зал «Новый Манеж», — это она и есть, та самая первая Георгиевская паровая электростанция (раньше там располагался Георгиевский монастырь).
Проект здания с вариациями на тему древнерусских традиций разработал архитектор Владимир Шер. Оборудование станции состояло из четырёх паровых машин и шести котлов, дававших пар при 10 атмосферах. Мощность электростанции составляла (внимание!) 100 киловатт. Сейчас это мощность не самого сложного и мощного электродвигателя, используемого, например, в качестве привода насосов в промышленности. Однако этого хватало на освещение домов и улиц в центре. Наибольшее количество энергии потребляли два театра, — Большой и Малый — а также Московский университет, который тогда располагался на Моховой улице.
Но довольно быстро стало ясно, что даже такое передовое сооружение, как Георгиевская электростанция, не справляется с нагрузкой. Расположение в центре города, конечно, облегчало доставку энергии потребителю, но расширение мощностей по этой же причине было весьма затруднительно: негде было поставить новые котлы и двигатели. Кроме того, ежедневно станции требовалось огромное количество воды, которую требовалось подвозить.
В 1895 году мощность станции достигла своего предела: 1500 кВт. Этого хватало на 800 абонентов и 25 тысяч ламп накаливания. В городе начали появляться и другие электростанции: Московская городская, Раушская, Трамвайная (она питала током городские трамваи). Даже два вокзала обзавелись своими электростанциями: Ярославский и Брестский (ныне Белорусский).
После революции в октябре 1917 года за дело взялась новая власть. Пришедшие к власти коммунисты выдвинули новый тезис: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». И с установлением советской власти, и с электрификацией большевики справились.
А Георгиевская электростанция стоит и по сей день. После того как она перестала выполнять своё первоначальное предназначение, в ней устроили магазины, позднее — проводили выставки и электротехнические съезды, она использовалась как станция техобслуживания правительственных машин и как гараж. Лишь в 1995 году в здании станции открыли выставочный зал.