Уже три месяца в России действует Единый реестр недвижимости. Регистрация стала более простой, за счет чего улучшается инвестиционный климат. Какие еще изменения произошли в регистрации недвижимости, и как они повлияли на бизнес-климат? Об этом — в интервью заместителя министра экономического развития РФ, руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.
— Виктория Валериевна, что изменилось в системе регистрации с вступлением в силу с 1 января закона о государственной регистрации недвижимости? Какие ключевые моменты вы можете выделить?
— Профессионалы на рынке недвижимости и участники со стороны Росреестра — мои коллеги, которые работают в системе говорят, что это вот такая финальная точка в реформе системы, и закон большой и масштабный. Но что конкретно привнес закон в жизнь представителей бизнеса и граждан? Первое, о чем нужно говорить — это сокращение вдвое сроков осуществления учетно-регистрационных процедур. То есть и регистрация прав, и кадастровый учет теперь нормативно осуществляются в два раза короче. Второе, о чем нужно говорить — это совмещение процедур. Теперь по одному заявлению можно осуществить и учет, и регистрацию права. Это точно также экономит и время, и силы, и пакеты документов становятся проще. И еще один важный момент. Мы получили возможность осуществлять экстерриториальную регистрацию.
— Вот я об этом как раз хотел у вас уточнить, в чем она заключается?
— Заключается экстерриториальная регистрация в следующем: если ваш объект недвижимости располагается в Хабаровске, а вы живете в Москве, вам не нужно лететь в Хабаровск для того, чтобы заключить сделку купли-продажи. Вы можете подать пакет документов в Москве по объекту, который расположен в Хабаровске. Мало того, 218 закон дает возможность нам как службе развивать эту услугу — экстерриториальную регистрацию и кадастровый учет. Мы можем говорить об осуществлении учетно-регистрационных действий не только по месту размещения объекта недвижимости, но и в любом нашем офисе, где в настоящее время менее загружены регистраторы прав. Для нас это дает возможность управлять нагрузкой по системе из федерального центра, это очень важно.
— Росреестр заявляет как одну из главных своих задач — улучшение инвестиционного климата. Что вы вкладываете в это понятие?
— Росреестр входит в систему Министерства экономического развития и, конечно, для нас, как для службы, которая подчиняется Министерству экономического развития, очень важно говорить действительно об инвестиционном климате. С точки зрения кадастрового учета и регистрации прав, прежде всего необходимо говорить о переходе на электронные услуги. Это бесконтактные технологии, которые нам точно так же позволяют бороться с коррупционными проявлениями внутри системы, и это очень важно. Второе направление, о котором нужно говорить, это развитие сети МФЦ. Мы выполняем показатели дорожной карты по закрытию окон приема в структурных подразделениях Росреестра, и до конца 2017 года должны закрыть точно также окна приема Кадастровой палаты, но не в ущерб заявителю. То есть мы закрываем свои окна приема в случае, если такие же окна открываются в МФЦ. И еще одно очень важное направление — это качество сведений самих реестров. Сведения Единого государственного реестра недвижимости, они, как я говорила выше, обобщают сведения о правах и об объектах. так вот в отношении объектов, к сожалению, накоплен такой опыт, что больше половины земельных участков не имеют точных границ. Ну, точнее половина земельных участков без точных границ. И для того, чтобы инвестиционная привлекательность регионов действительно была таковой, необходимо, чтобы в реестре недвижимости появились границы участков. Мы очень остро почувствовали эту проблему на территории субъектов Дальневосточного округа, когда запустили реализацию 119 закона о дальневосточном гектаре. Граждане должны получить дальневосточный гектар и быть при этом уверенными, что они не претендуют на участок другого собственника. А когда нет точных границ, то, собственно говоря, риск такой повышается.
— А если поближе к Москве? Я знаю то, что Московская область именно, нельзя сказать, что была проблемным регионом, но там были свои недочеты. Как сейчас?
— Сейчас ситуация выравнивается, и здесь я хочу слова благодарности сказать правительству Московской области. Мы, действительно, вместе с правительством реализуем очень интересный проект. Это такой проектный подход к предоставлению услуг бизнесу, который занимается строительством на территории Московской области. Речь идет о том, что представители бизнеса получают все услуги, во-первых, в одном месте. Это такая единая цепочка, от получения разрешения на строительство до регистрации права на завершенное строительство объекта недвижимости. И второе, о чем нужно говорить, это, конечно, огромный объем регистрационных действий на территории Московской области. Вот нам за два месяца текущего года удалось выйти на нормативные сроки предоставления этих услуг. По состоянию на декабрь прошлого года и январь текущего года, действительно ситуация была очень сложная, но сейчас мы справились.
— Скажите, а я, к примеру, как владелец земли, я могу зайти в какой-нибудь личный кабинет? И что я могу там увидеть, если да?
— Личный кабинет — это новый сервис, который тоже стал доступен с вступлением в силу закона 218. И личный кабинет позволяет вам как правообладателю, во-первых, все сведения увидеть о своих объектах, если у вас их несколько. Дальше вы можете посмотреть историю сведений о своем объекте недвижимости. И мы хотим развить услугу личного кабинета правообладателя до возможности подачи заявления на исправление каких-либо ошибок, если вдруг вы их увидите. Дальше очень важный момент — это информирование в виде смс-сообщений о том, что происходит с вашей недвижимостью. то есть, если вы зарегистрированы в личном кабинете, то дополнительная опция — это смс-информирование. Еще одна важная вещь — вы можете подать заявление о невозможности совершения регистрационных действий с вашими объектами недвижимости.
— Это важно, без моего личного участия.
— Без вашего личного участия, да.
— Скажите, а нечто похожее на личный кабинет гражданина есть для профессионалов, для кадастровых инженеров?
— Есть такой же личный кабинет для кадастрового инженера. И вот личный кабинет кадастрового инженера — это абсолютно необходимая и даже обязательная вещь для оформления прав на объекты недвижимости. Мы сейчас вместе с несколькими субъектами РФ, в том числе с Правительством Москвы договариваемся о том, чтобы нельзя было выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости в случае, если кадастровый инженер не подтвердит через личный кабинет, что технический план, содержащий описание того самого объекта недвижимости подготовлен корректно. Почему мы об этом говорим? Да потому, что статистика за два месяца работы в текущем году показала, что 77% технических и межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами, — это брак. То есть это, к сожалению, будущие приостановки в учете, отказы в регистрации прав. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы кадастровые инженеры пользовались личным кабинетом в обязательном порядке, и чтобы регионы нас услышали, что не надо выдавать разрешение на ввод, если описание объекта содержит некие пороки. И есть такой инструмент для проверки, как личный кабинет.
Источник материала: портал BFM.ru