Туристов будет больше
Галина Тараканова, «АиФ»: В Москве уже создана комфортная городская среда. Говорят, что для жителей она так же важна, как приличная зарплата.
Почему грамотное и разнообразное благоустройство общественных территорий так важно? Это один из ключевых факторов конкурентоспособности любого «миллионника», и он напрямую влияет на качество жизни людей. Нам недостаточно дома и офиса, нам необходимо «третье место» для социализации и развития. Город, предлагающий возможности для массового комфортного отдыха, общения, поступает мудро. Ведь меняется поведение жителей - там где чисто, не хочется мусорить, а там, где есть интересные активности, не придёт в голову пить пиво от скуки. Плюс это мощный магнит для притяжения и удержания высококвалифицированных специалистов.
- Скептики считают, что городские «украшательства» и фестивали ложатся тяжёлым бременем на бюджет и не приносят ни копейки прибыли. Это так?
- Всё ровно наоборот. Создание конкурентоспособной городской среды - инвестиции в социальные связи, которые окупаются с лихвой. Москва уже получает дивиденды от программ по благоустройст-ву. За 2011-2017 гг. бюджет столицы получил 97,9 млрд руб. от туризма и бесплатных городских фестивалей. На чемпионате мира по футболу город заработал и создал отличный задел на будущее (приток зарубежных гостей и инвесторов будет только расти). Я считаю, что Москве нужно проводить больше событий мирового масштаба, создавать новые ярчайшие точки притяжения.
- На ваш взгляд, город прислушивается к мнениям независимых экспертов?
- Безусловно, и хорошее тому доказательство - недавний «круглый стол» по благоустройству столицы, который проводил в качестве кандидата в мэры Сергей Собянин. Представители разных отраслей, профессий, возрастов вместе обсуждали стратегию, по которой город будет развиваться дальше. Останавливаться на достигнутом нельзя, люди быстро привыкают к хорошему. Благоустройство города - не только результат, но и процесс постоянного совершенствования. Город - живой организм. Меняется среда - меняется поведение, возникают новые требования и ожидания.
Когда оживут набережные
- Журнал Time включил парк «Зарядье» в список лучших мест в мире в 2018 г. Но возможно ли создавать такие удачные точки притяжения в периферийных районах? В программе «Мой район» нет подобных масштабных проектов.
- Есть несколько принципов, по которым должно идти развитие городов. Это человекоцентричность (она даёт ответственность за среду обитания), полицентричность (даёт увеличение свободного времени, связность поколений и культур), наличие точек притяжения. Нам нужны не копии «Зарядья» в спальных районах, а локальные истории, сделанные под конкретные территории. И, кстати, всё не сводится исключительно к интересным зелёным территориям (по этому показателю Москва уже в мировых лидерах). В периферийных районах востребованы общественные пространства, которые станут круглогодичным местом общения для жителей. Культурные центры, коворкинги, спортивные городки, музейные пространства. Например, что мешает сделать в Беляеве филиал Третьяковки? Горожане хотят, чтобы в их районе было так же или даже более комфортно, чем в центре. Во всех мегаполисах есть проблема острого неравенства между районами, и решить её можно с помощью создания комфортной среды на всей территории города. Программа «Мой район» как раз про это - про новые пешеходные пространства и превращение малоиспользуемых или заброшенных участков в точки притяжения, про центры досуга, катки и кафе. Про интересное уличное освещение, уютные дворы и убранные под землю коммуникации.
- А как быть с Москвой-рекой, чьи берега по большей части пока недоступны для досуга? Она может стать точкой притяжения мирового уровня? Или климат не располагает к этому?
- Столице нужно использовать водный потенциал на 100%, и климат не помеха. Посмотрите, как ожили набережные, где проведено благоустройство и есть спортивно-досуговая «начинка». Например, «Лужники» вызывают искреннее восхищение у всех моих друзей и коллег, которые приезжают в Москву. Там кипит жизнь и зимой, и летом. Это будет здорово, если команда Собянина сделает Москву-реку такой же интересной, какой является берлинская Шпрее или парижская Сена.