Будущее с точки зрения прошлого. Какой виделась Москва футурологам СССР

Репродукция картины Георгия Иосифовича Покровского (1901-1979) (Москва) «Город будущего». Всесоюзная художественная выставка художников-фантастов «Время, пространство, человек», проходившая на Выставке достижений народного хозяйства СССР. © / Д. Герман / РИА Новости

Это будущее - с точки зрения поколений начала XX в. - давно наступило, и живём в нём мы с вами. А значит, имеем отличную возможность узнать, «что было, что стало и чем сердце успокоилось».  

   
   

Соловьи с Ленинского проспекта

В 1936 г. советский педагог Сергей Розанов издал детскую футуристическую книжку «Алюта - воздушный слонёнок», в которой довольно подробно описал будущее Москвы с помощью обычного литературного приёма: герой книги переносится на много лет вперёд, в Москву 1961 г., и своими глазами видит, как преобразился город. Давайте заглянем в это «будущее».

Во-первых, столица навсегда избавилась от зимних холодов. Технически это выглядит так: на крышах зданий проложены трубы, воду в которых естественным путём подогревает летнее солнце, ночью вода загоняется под землю в особые термосы, очень долго сохраняющие заданную температуру. «За лето солнце согревает так много воды, что уже десять лет тому назад все московские дома стали отапливаться солнечной водой», - пишет Розанов. Мало того - тепла хватает и на зиму, грунт прогревается до такой степени, что город превратился в настоящие субтропики - на улицах растут пальмы, мандарины, сливы, груши и ещё какие-то диковинные деревья, цветущие круглый год. 

Разумеется, чудесный «город-сад» невозможно представить без певчих птиц. Например, приручённые соловьи здесь - обычное дело, они «так привыкли к ребятам, что клевали муравьиные яйца прямо с пионерских ладоней», как рассказывает автор. На зиму птицы, разумеется, не улетают - зачем, если нет морозов? А весной они так поют, что «по всему Ленинскому проспекту даже выключают радио, чтобы лучше было слышно ­соловьёв».

Общественный транспорт в Москве 1961 г. будет (или всё-таки «был»?) бесплатный и самокатный, то есть двигается он за счёт инерции. Крыши домов соединены рельсами, вагончик спускается с крыши и разгоняется до такой степени, что самокатом влетает на следующий дом. Остановка транспорта осуществляется в самых верхних точках с помощью электромагнита. Никаких автобусов, трамваев и автомобилей нет и в помине, поэтому на широком и зелёном Ленинском проспекте стоит «осенняя тишина, только музыка слышна да ровно рокочут движущиеся ленты улицы». 

Возможно, оттого, что транспорт забирает минимум энергии, горожане пользуются им бесплатно. Ничего не стоят для москвичей также образование, детские кружки и студии, книги и периодика. Тут автор почти попал в точку: в 1961 г. в Москве действительно было бесплатное образование (впрочем, как и сейчас), книги и периодику можно брать в библиотеках, все кружки и секции в те времена дети посещали безвозмездно.

   
   

Еще один вариант будущего. Московский Кремль @KremlinMuseums на открытке из серии «Москва через 200 лет». Т-во Эйнем. Москва, 1914 (?) pic.twitter.com/8YotVFpZ7T

— Музеи Кремля (@KremlinMuseums) 6 октября 2017 г.

Москва - порт пяти морей?

В начале тридцатых годов прошлого века московские власти строили грандиозные планы по снабжению столицы свежей водой. В те годы это была нешуточная проблема, воды катастрофически не хватало на промышленные и бытовые нужды. 

О том, как должна выглядеть новая Москва, напоенная водой, рассказывалось в книге «Беломорско-Балтийский канал имена Сталина», выпущенной в 1934 г. Планировалось пустить в Москву верхневолжскую воду (что и было позднее сделано), прокопать десятки новых каналов и проточных прудов, а также «выпустить на волю» из подземных коллекторов все 37 московских речек - Синичку, Лихоборку, Черторый, Нищенку, Кровянку, Капельку, Фильку и другие. Не исключено, что Москва могла стать похожей на Венецию или Амстердам, если бы этим грандиозным планам суждено было сбыться. 

«Каналы пройдут по Камер-Коллежскому валу, около Ленинградского шоссе, у фабрики «Богатырь», по Садовой, в районах Петровского-Разумовского, Бутырского хутора, Останкина, - говорится в книге. - Реки выступят из труб в районе Пресни, Александровского сада, на участках Бульварного кольца. Вода раскроется в разных местах в ряде проточных прудов, водных лент, каскадов, перепадов. Краснопресненская набережная превращается в водяную лестницу, используя рельеф склона».

"Москва будущего" 1940-е. Маску не показывайте pic.twitter.com/vgAbOBWd6l

— cuggxa (@cuggxa) 25 мая 2016 г.

Ещё одно предсказание сбылось полностью, авторы как в воду глядели: «В старой Москве было два фонтана - на Лубянке и на Театральной площади, в новой Москве будут бить сотни фонтанов». И сегодня это действительно так.

«Великие водные дороги скрестятся в Москве. Москва превратится в порт пяти советских морей». И тут угадали, сегодня через канал им. Москвы можно попасть в Каспийское, Чёрное, Азовское, Балтийское и Белое моря, правда, советскими их назвать не получится.

Авторы книги, описывая центр города, называют его «клоакой» и предлагают «снести все эти обветшалые лабазы, превратить Зарядье в несколько террас зелени - зелень, вода, гладь Москва-реки, кремлёвские стены - это будет одно из самых прекрасных мест в самой красивой столице мира».

Ничего не напоминает? Тогда прогуляйтесь, как потеплеет, в ландшафтный парк «Зарядье», оцените точность формулировок и прозорливость наших предков. 

Когда Мечты сбываются

Но будущее неудержимо наступает, и вот уже мечтатели А. Логинов и П. Лопатин в книге «Москва на стройке», изданной в 1955 г., прогнозируют внешний вид столицы 1980-х гг. 

«На противоположном берегу реки, где лежала когда-то низина Лужников, раскинулся крупнейший стадион столицы. Прозрачный купол высится над чашей стадиона... Зимой, когда воет вьюга и ветер срывает с крыш колючую позёмку, на зелёном поле стадиона - футболисты в майках и трусах». Один-ноль в пользу авторов. 

Так писатели рассказывали про транспортную ситуацию в столице: «Сплошным потоком идут машины по кольцу. Такой же поток движется по магистрали. Казалось бы, неизбежна остановка и ожидание у закрытого светофора. Но светофора нет, машины не сбавляют скорости: магистраль проходит над кольцом по высокой эстакаде». Всё сбылось, правда, не в 1980-е, а совсем недавно, но зато почти буквально.

Москва будущего глазами мечтателей сто лет назад https://t.co/apumHSepxt pic.twitter.com/57x2R3yRG1

— Российская газета (@rgrus) 20 октября 2015 г.

А вот массовое использование автомобилей с электродвигателями всё ещё остаётся мечтой. «В несколько рядов идут машины, сотни, тысячи машин, - мечтают футурологи. - А на магистрали тишина, только слышно шуршание шин. И это естественно. ...Мотор не урчит: подобно гудку, бензиновый мотор изъят из Москвы - в столицу допущены только электродвигатели».

Но... «В Театральном сквере из круглого водоёма с шумом летят вверх прозрачные струи фонтана... Преобразилась и площадь Дзержинского. Она перепланирована, раздалась в длину и ширину, подойдя вплотную к зданию Политехнического музея. Окружённая новыми домами, площадь стала торжественной и строгой. Изменился Китай-город - наи­более тесное в старой Москве скопление домов. Теперь здесь образовались более просторные кварталы, и впервые за много столетий зелень нашла себе место в каменном Китай-городе...»

Откуда они узнали, что именно так и будет выглядеть Москва?