Подземка из города выведет
Илья Титов, «АиФ»: В Москве стало гораздо проще попасть «из точки А в точку Б». Как удалось этого добиться?
Марат Хуснуллин: «Рецепт» простой: активное развитие транспортной инфраструктуры - строительство метро, дорожное строительство с формированием специальных полос для общественного транспорта, меры по ограничению парковочного пространства в центре, то есть целый комплекс работ. Достаточно сказать, что темпы строительства одних только дорог за последние 6,5 года выросли в 4 раза, втрое увеличились инвестиции в этот сектор. С 2011 года в столице построено и реконструировано 600 км дорог, из них 100 км введено в эксплуатацию в 2015 году, 116 км - в 2016-м. Это увеличило протяжённость уличной сети на 12,5%. В 2017 году планируется ввод ещё 100 км. Кроме того, реконструировано 14 развязок на МКАД и 8 вылетных магистралей, завершён первый этап реконструкции Калужского шоссе, закончились основные работы по Щёлковскому шоссе (полноценное движение по обновлённой трассе откроется в сентябре). В принципе все крупные дорожные стройки в городе мы завершили. Но продолжается строительство хордовых дорог, Южной рокады.
- Для большинства главным видом транспорта в мегаполисе остаётся метро. В последние годы его схема меняется постоянно.
- За 6 лет мы построили и ввели в строй вместе с Московским центральным кольцом, которое рассматриваем как полноценное наземное метро, 101 км линий и 55 станций, а протяжённость подземки выросла на 30%. То есть за эти годы создано более четверти того, что существовало под землёй за всю историю столичного метрополитена! Только в этом году подземка прирастёт 42 километрами новых линий и 19 станциями, три из которых (на Солнцевском радиусе) уже открыты. До конца года метро придёт в Ховрино, будет достроен 15-километровый участок до «Рассказовки» (это 7 станций), откроется первый участок третьего пересадочного контура - от «Делового центра» до «Петровского парка», технический пуск его уже состоялся. Также достроим очередной участок Люблинско-Дмитровской ветки на севере - от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской».
- А есть необходимость такого интенсивного строительства?
- Ежедневно в Москве подземкой пользуются 8 млн человек, это больше двух третей жителей. А если возникают непредвиденные обстоятельства, например сильный снегопад, то пассажиропоток возрастает до 9 млн. Метро для Москвы - не просто самый популярный общественный транспорт, но ещё и стратегический объект, без него немыслима жизнедеятельность мегаполиса. Поэтому темпов работ мы снижать не намерены. Никаких рекордов ставить не стремимся. Главная задача - привести подземку в самые отдалённые районы, чтобы к 2020 году 93% москвичей имели быстрый общественный транспорт в пешей доступности. Мы также интегрируем метро с железной дорогой. Так в прошлом году было запущено МЦК. А сейчас занимаемся радиальными железнодорожными направлениями, чтобы создать пассажирам как можно больше альтернативных путей пересадок и уменьшить время в пути.
Год переездов
- Вы не раз называли нынешнее время «годом переездов» - речь не о перемене места жительства, а о пересечении железных дорог с автомобильными. Как меняется ситуация в этом плане?
- Мы планировали в этом году ввести в строй 6 переездов. Половина работы сделана. В январе закончили реконструкцию железнодорожного переезда на 34-м километре Курского направления и построили эстакаду рядом со станцией Щербинка. В районе станции Переделкино (это 18-й км Киевского направления) также был возведён автодорожный путепровод и реконструирован переезд. А 9 августа открыли новый путепровод у станции Крёкшино на 36-м км Киевского направления. Всё это результат сотрудничества с РЖД. Осталось завершить дорожные работы в районе станции Кокошкино (тоже Киевского направления), отремонтировать переезд на МЦК в Южнопортовом районе, а также закончить реконструкцию Богородского путепровода через Московское центральное кольцо.
«Прорывы» Новой Москвы
- Троицкий и Новомосковский округа отметили в этом году первый юбилей - присоединение к столице территорий произошло 5 лет назад. Как сегодня развивается эта часть города?
- Новая Москва - мегапроект, рассчитанный как минимум до 2035 года. Получается, не пройдена ещё и четверть пути. Но главное - следовать вектору, заданному мэром: сделать Новую Москву не спальным районом, сплошь застроенным жильём, а хорошо развитым, с собственной инфраструктурой, удобным общественным транспортом, большим количеством рабочих мест и при этом органично интегрированным в общую ткань мегаполиса. Для этого был разработан Генплан ТиНАО. Сегодня территории застраиваются таким образом, что 60% местных жителей работают неподалёку от дома. За 5 лет возведено 8,6 млн кв. метров жилья, создано 100 тыс. новых рабочих мест.
- Столица прославилась ещё и самой большой в России школой, которая заработала 1 сентября в Некрасовке.
- Не она одна, в столице открылось несколько знаковых объектов: это и новая школа в Куркино, и цифровая гимназия в Хорошёво-Мнёвниках и не только. Всего же с начала года в городе введено 12 объектов образования на 7,5 тысячи мест (три детских сада и девять школ). Кстати, 4 школы и детский сад были построены за счёт инвесторов. Мы считаем этот момент - участие инвесторов в обеспечении москвичей социальной инфраструктурой в шаговой доступности - очень важным. До конца 2019 года планируем возвести ещё 70 детских садов и 72 школы.
Уже сейчас в Москве благодаря таким объёмам и темпам строительства нет дефицита мест в школах, а что касается детских садов, то такое понятие, как «очередь», исчезло из обихода ещё три года назад. И в ТиНАО тоже: если раньше там был дефицит детсадов, школ и поликлиник в пешей доступности, то теперь эта проблема решена. Благодаря тому, что мы привлекли к работе инвесторов, «социалка» стала строиться опережающими темпами, и сейчас дефицит сведён на нет. В одной только Новой Москве за 5 лет построено 52 объекта: 7 поликлиник и медицинских учреждений, 10 современных школ и 30 детских садов, а к 2035 году планируется возвести 125 новых объектов здравоохранения, 170 школ и 320 детсадов.
- Москва меняется, и не в последнюю очередь потому, что административные барьеры «теряют высоту».
- За 6 лет проделана колоссальная работа, и она продолжается. Уже сегодня стройкомплекс фактически работает по принципу «одного окна». Мы перешли на электронный документооборот, благодаря чему Москва поднялась в мировом рейтинге на несколько десятков позиций. Целенаправленно снижаем административную нагрузку на бизнес. Поэтому инвесторы никуда из российской столицы не уходят. Более того, как я уже говорил, с участием частного капитала в столице строятся не только жильё, офисы и торговые центры, но и школы, детские сады и поликлиники (в рамках комплексной жилой застройки), а также реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты, имеющие огромное значение в общегородском масштабе.