Купцы, фабриканты, дворяне — к началу ХХ в. мало кто из них оставался в стороне, не желая тратиться на благотворительность. В изданном в 1901 г. «Сборнике справочных сведений о благотворительности в Москве» значилось 628 благотворительных заведений. Третьяковы (этой весной не только Россия — весь мир отметил 160 лет созданной ими художественной галереи), Морозовы, Бахрушины, Мамонтовы... Их имена на слуху, им воздаётся должное. Но сколько ещё неизвестных русских благотворителей...
«Необычный» купец
И среди них Козьма Терентьевич Солдатёнков. Особняк, где он жил, но главное — обустроил бесплатную галерею-музей на основе своей коллекции (258 картин), — рядом с «АиФ» на ул. Мясницкой, д. 37 . Несколько комнат занимал хозяин, но большая часть дома была отдана под картины, собирать которые Солдатёнков начал раньше, чем Третьяковы. Музей его был закрыт после революции, коллекция «расформирована», на доме нет даже памятной доски...
Солдатёнков — личность уникальная. Дед его, выкупив семью из крепостных, пришёл в Москву, чтобы начать здесь своё текстильное дело. Отец, активно развивавший семейный бизнес, уже был купцом 1-й гильдии. А Козьма, став наследником, заработал 8-миллионное состояние. И, выучив языки, отправился по Европе, в Италию, познавать европейскую культуру! Чтобы потом покупать живопись, книги — не для себя, для людей.
В нём удивительнейшим образом уживались два качества — железная хватка предпринимателя и то, что сегодня называют чувством социальной ответственности. Сколько он сделал добра («благотворитель» ведь от слов «творить благо»!) для бедняков, учащихся, сирот, вдов! Построил приют на Мещанской, 15 , училище на Донской, 37 , богадельню для старообрядческого Рогожского посёлка с храмом Покрова на Рогожском кладбище... Но, конечно, главное его детище — знаменитая Боткинская (до 1920 г. Солдатёнковская) больница (2-й Боткинский пр., 5) , в строительство которой он вложил около 2 млн руб. При этом, как вспоминали очевидцы, когда на одном из устраиваемых им обедов кто-то из гостей задумчиво произнёс: «Хорошо бы спаржи откушать», Солдатёнков обрубил: «Спаржа, батенька, нынче кусается — по 5 рублей за фунт!»
Козьму похоронили на Рогожском кладбище в 1901-м. Гроб благодарные жители столицы пронесли на руках весь путь от самого дома: его «добродушную фигуру с мягко светящимися умными глазами знала вся Москва». Увы, могила Козьмы Терентьевича с фамильным склепом уничтожена.
Князь для бедных
В Третьяковке есть известный портрет кисти Рокотова — молодой человек в голубом мундире. Это князь Дмитрий Михайлович Голицын из древнейшего (600 лет) рода. Это на его деньги (более 800 тыс.) в 1802 г. в Москве была открыта выстроенная по проекту Матвея Казакова и Василия Баженова «Голицынская больница». Князь в завещании пожелал создать «учреждение Богу угодное и людям полезное», или «больницу для бедных, и русских, и иностранцев, всякого пола, вероисповедания и национальности». По оснащению эта клиника считалась в те времена лучшей в Европе. Руководил строительством его двоюродный брат, действительный тайный советник и обер-камергер Александр. Под его приглядом был воздвигнут 1-й корпус нынешней Первой градской. В 1805-м к ней добавили богадельню для неизлечимых, школу, родильный приют, после выросли храм и бесплатный музей с коллекцией живописи Голицыных (Ленинский пр., 8) . Голицынская больница была одним из немногих зданий, уцелевших во время пожара 1812 г. И в ней, по иронии судьбы, разместили госпиталь для... французских солдат. После революций больницу закрыли, усыпальница Д. М. Голицына была уничтожена. Храм же действующий, и прямо из него — вход в бывший кабинет князя, там сегодня проходят бесплатные камерные концерты...
К зданию Голицынской больницы, открытой в 1802 г., приложили руку и Матвей Казаков, и Василий Баженов. Фото: pastvu.com и Э. Кудрявицкий/АиФ
«Стеклянный король»
Весь мир знает ГМИИ им. Пушкина (Волхонка, 12) . Знают и о том, что с инициативой его создания выступил Иван Цветаев, профессор и отец великой поэтессы Марины Цветаевой. Но совсем забыто одно: при входе в здание есть скромная мемориальная доска памяти Юрия Степановича Нечаева-
Мальцова, крупного фабриканта, дворянина, дипломата, владельца стекольных заводов, почётного члена Императорской академии художеств. Уже при жизни его называли «великим меценатом». И это точно: музея без этого человека не было бы. Юрий Степанович — из старинного рода Нечаевых. В 1880 г. он оказался, будучи единственным наследником, владельцем огромного состояния. И благотворительствовать начал у себя во Владимире и в городе Гусе — на его деньги были отстроены Техническое училище, Георгиевский собор... А ведь после революции в сознании народа сложился такой «образ» богача (что дворянина, что купца): кутит напропалую, прожигая и жизнь, и богатство. А Нечаев не кутил, он строил. Марина Цветаева писала, что Нечаев стал безотказным и единственным, по сути, жертвователем на музей изящных искусств. Он дал 3 млн (царь, по словам поэтессы, выделил лишь 300 тыс.), закупал всё самое дорогое, высокого качества и необыкновенной красоты. Для него и для Цветаева в создании музея, открытого в 1912 г., был смысл жизни. В 1913 г. Нечаев умер, не оставив после себя детей, лишь... ГМИИ им. Пушкина.