Без депрессивных территорий. Как промзоны становятся престижными районами

Скоро промышленные зоны превратятся в комфортабельные жилые районы. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Где точки роста?

«Продолжаем реновацию промзон. Эти, по сути, депрессивные территории занимают 17% старой Москвы. В этом году построим там 3,4 млн кв. м недвижимости, причём не только жильё. На

территориях бывших промзон уже работают 33 технопарка, а это 41 тыс. рабочих мест», - написал в начале года в Твиттере мэр Собянин    
   

За этими сухими цифрами скрывается многолетняя работа. Если бы город не занялся «депрессивными» гектарами своевременно, сейчас строить в пределах старой Москвы было бы практически негде. 

Вот как объясняют популярность квартир на месте бывших предприятий аналитики компании ЦИАН: «В середине 2010-х промзоны из объектов негативного соседства превратились в одну из ключевых точек роста Москвы. И тот факт, что их на востоке города больше, чем на западе, парадоксальным образом стал конкурентным преимуществом этих территорий. Это способствовало постепенному размыванию традиционного представления о престижном западе и непрестижном востоке Москвы. Объём предложения новостроек в восточных районах столицы очень велик. Кроме того, цены там на 20-25% ниже, что служит дополнительным драйвером спроса. В 2013 г. на продажи в проектах, расположенных на месте реконструируемых промышленных и коммунальных зон, приходилось 45% покупок, в 2017 г. значительно больше - 68%».

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Зоны повышенного внимания

Самые активные работы сегодня развернулись на территории 10 промзон (см. инфо­графику). 

Но это не значит, что гектары в других районах оставлены без внимания. Уже утверждён проект для «Медведково» - 400 тыс. кв. м жилья, сквер на Чермянской улице, 2 детсада и одна из самых больших школ в городе. В зоне «Кирпичные улицы» на деньги инвесторов построят такой же «социальный набор» - жилой комплекс, дет­сад и школу. 

Определена дальнейшая судьба территории, которую раньше занимал Московский судостроительный и судоремонтный завод. «Здесь строится современный район, включающий жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, многоэтажный гаражный комплекс, офисно-деловой центр, а также

торговые и офисные помещения на первых этажах зданий, - рассказывает зам­мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Объект сдаётся очередями, однако полностью эту площадку получится реконст­руировать не ранее 2024 г. Инвестор принял решение о благоустройстве 1,5 км набережной. Здесь появятся пешеходные, беговые и велосипедные дорожки, беседки, причалы и маяк». 

Надо сказать, что соседство с водой характерно для многих московских промзон. Именно потому долгие годы свободный доступ к обширным участ­кам Москвы-реки был закрыт. Но к 2035 г. главный водоём мегаполиса обещают превратить в линейный центр города. Реновация прибрежных земель пройдёт на территории 11 тыс. га. Особое внимание уделят таким зонам, как «Рублёво-Архангельское», «Тушино», «Нижние Мнёвники», «Большой Сити», «ЗИЛ», «Симоновская набережная» и «Ривер Парк» (бывший судоремонтный завод). 

   
   

Речь идёт не только о создании пешеходных пространств, велодорожек и благоустройстве берегов. Проектируются новые причалы, обновляется водный транспорт, просчитываются новые туристические и пассажирские маршруты (от Долгопрудного и «Рублёво-Архангельского» до «Сити», от «Лыткарино» до «Таганской», от «Спартака» до «Алма-Атинской»).

Что теперь вместо «Красного строителя»?

Чтобы поверить в происходящие перемены, достаточно один раз увидеть новые районы. Например,

территория бывшего завода «Газстроймаш» (это промзона «Красный Строитель» на юге города) уже полностью преобразилась. «Комплексный проект включает не только 8 жилых домов переменной этажности - 12, 13, 25 этажей, - но также детский сад на 220 мест, 8-этажный паркинг и торговый центр», - уточняет руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. Таких территорий немало по всему мегаполису. Это земли завода им. Лихачёва (ЗИЛ) и Тушинского аэродрома, завода «Серп и Молот» и Московского зеркального комбината.
Так будет выглядеть промзона завода шампанских вин «Корнет» после реставрации. Фото: Агентство «Москва»

В городской программе, посвящённой реорганизации пром­зон, есть интересное «ответвление». Это пилотные проекты комплексного развития территорий (КРТ). «Москва отобрала три из них - «Братцево», «Бирюлёво» и «Коровино», о чём уведомила правообладателей. Ждём теперь 180 дней.

Если ничего не будет представлено, правительство Москвы объявит аукционы по этим территориям, а победители займутся развитием площадок», - объясняет председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. ­

Городские власти не собираются терпеть ситуацию, при которой частные собственники не занимаются своими территориями, расположенными в черте города. Слишком часто такие зоны становятся местом подпольных свалок, нелегального проживания и работы мигрантов. А разбираться с возникающими проблемами приходится правительству Москвы. Если летом (когда истекут 180 дней) коммерсанты так и не предложат план преобразований своих «депрессивных» гектаров, эти земли принудительно изымут в столичную собственность. И город сам решит, сколько нужно создать общественных пространств, жилых домов, офисов и технопарков.