Вход в это святое место на Большой Ордынке найти достаточно непросто — на территорию монастыря ведёт крохотная калитка, которая может быть даже прикрыта, но не затворена. Внутри же расположено нетипичное для Москвы «приземлённое» здание собора и аккуратная территория с другими постройками монастыря.
С виду можно отнести собор к старинным памятникам православной архитектуры, но на самом деле все строения относятся к началу XX века и были воздвигнуты незадолго до грянувшей в 1917 году революции. Роспись же собора и вовсе считается последним примером церковной росписи, созданной до прихода к власти большевиков.
Никаких архитектурных изысков в стенах монастыря найти не удастся. Скорее это место ценно своей святостью и, конечно, историей, которая, несмотря на свой недолгий век, может оказаться богаче, чем у других многовековых храмов, соборов и монастырей.
От внучки королевы до княгини российской
А основан монастырь был великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году после смерти её супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, от руки террориста-анархиста.
В Российскую Империю Елизавета Фёдоровна переехала в 1884 году, обвенчавшись с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. Родилась же она в немецком городе Дармштадте в 1864 году и получила имя Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории.
Кстати, именно на свадьбе Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича познакомились будущий император Николай II и его супруга, сестра Елизаветы Фёдоровны Алиса, ставшая впоследствии Александрой Фёдоровной. Отчество сёстры получили не от отца, а от Феодоровской иконы Божьей Матери, покровительницы царской семьи — такое отчество было принято давать всем иностранным супругам представителей рода Романовых.
В скором времени Елизавета Фёдоровна практически в совершенстве овладела русским языком, на котором говорила почти без акцента. А в 1888 году, после своего с супругом визита в Палестину, Елизавета Фёдоровна, исповедовавшая до этого протестантизм, решила принять православие, даже несмотря на категорический отказ её отца давать на это благославение.
По возвращении в Россию, в 1881 году супруг Елизаветы Фёдоровны стал московским генерал-губернатором, а сама она занялась активной общественной деятельностью, организовывая многие благотворительные акции и общества, которые помогали женщинам, матерям и их детям. Во время русско-японской войны Елизавета Фёдоровна отправляла на фронт поезда с провизией, медикаментами и докторами, а также организовала в кремле госпиталь, в котором раненые получали медицинскую помощь.
Милосердие
В 1905 году её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, метнувшим в него ручную бомбу. Несмотря на то, что Елизавета Фёдоровна тяжело переживала утрату, она не только посетила убийцу в тюрьме и передала ему Евангелие, но и написала прошение о помиловании императору России, которое, впрочем, не было удовлетворено.
Чуть позже она вернула в российскую казну все драгоценности, которые принадлежала роду Романовых, распродала остальные вместе с петербургским особняком на Фонтанке и на эти деньги в Замоскворечье выкупила территорию с небольшим особняком, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия.
Несмотря на нынешний статус, это не был монастырь. Сёстры обители, хоть и жили по монастырским правилам, в любой момент могли отказаться от своего статуса, вернуться к мирской жизни и завести семьи. Пока же они находились в обители, они трудились под покровительством Елизаветы Фёдоровны, оказывая медицинские услуги населению и солдатам. На территории располагалась поликлиника и аптека, в которой иногда даже бесплатно можно было получить необходимые медикаменты. Обитель также давала приют беспризорникам и детям бедных матерей, которые не могли их воспитывать, кормила нищих и занималась просветительской деятельностью.
Смерть и вечная жизнь
В 1917 году грянула революция. На удивление, пришедшие к власти большевики несколько лет не посягали на обитель, которая продолжала заниматься своим благим делом. Настоятельнице и основательнице же её повезло куда меньше. Она, имевшая отношение к роду Романовых, была арестована и сослана в Пермь вместе с двумя своими ближайшими сёстрами из обители. Позже она была перевезена в городок Алапаевск, где в мае 1918 года её вместе с остальными представителями рода Романовых сбросили в 70-метровую шахту.
Многие умерли сразу, но она с одной из сестёр, а также князем Ионаном Константиновичем, упали на уступ, располагавшийся на глубине 15 метров. Они остались живы и умерли позже от ран и обезвоживания. Доставшие их останки белогвардейцы обнаружили руки Елизаветы Фёдоровны сложенными для молитвы, а раны князя — перевязанными подручными материалами. Свидетели утверждали, что из шахты на протяжении нескольких дней доносились молитвенные песнопения, которые даже довели двух красноармейцев до помешательства.
Отступая, белогвардейцы взяли останки умерших с собой, после чего в 1920 году они оказались в Пекине, где располагалась Русская духовная миссия. Дальше останки перевезли в Шанхай, откуда пароходом доставили в Иерусалим, где Елизавета Фёдоровна завещала похоронить её.
Позже она была канонизирована Русской православной церковью, а её статуя появилась даже в Вестминстерском аббатстве в ряду мучеников XX века рядом с изображениями таких людей, как Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро, Максимилиан Кольбе и другие.
Красное прошлое и белое будущее обители
Какое-то время Марфо-Мариинская обитель оставалась без внимания «красной» власти, которая строила новое государство. Сёстры по наказу своей пленённой и убиенной настоятельницы продолжали трудиться, помогая больным и обездоленным.
Только в 1926 году обитель была закрыта, а на её месте появилась поликлиника, в которой работали всё те же сёстры под руководством княжны Голицыной.
Но так продолжалось недолго. Вскоре княжна также была арестована, а сёстры либо сосланы в Туркестан, либо — в Тверскую область, где и создали своё огородное хозяйство. Территория обители сначала служила конотеатром, но позже всё же была переоборудована под дом санитарного просвещения. На её территории также располагалась амбулатория профессора Рейна.
Само здание, его роспись, статуи и архитектурные элементы чудом уцелели. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские — Художественно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В таком виде обитель и встретила перестройку.
Ещё в 1990 году на территории обители был установлен памятник мученице Елисавете, а в 1992 году обитель была возвращена Русской православной церкви, однако реставрационные мастерские освободили главное здание храма лишь в 2006 году — до этого времени им просто некуда было съезжать.
В данный момент в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Также на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми.
В 2014 году было принято решение преобразовать обитель в монастырь. Однако всем его послушницам был сохранён особый уклад жизни, как и ранее, позволяющий отказаться от клятвы и вернуться к мирской жизни.