Корреспондент АиФ.ru разобрался, почему за вклад в развитие эстонской государственности политика поблагодарила инициативная группа, а не официальные власти.
Читайте также | |
---|---|
В день открытия памятного знака на улице Нунне собрались несколько сотен человек: журналисты, заинтересованные обыватели, общественные деятели, предприниматели, члены семьи и политики, так или иначе связанные с событиями 1991 года в странах бывшего СССР. Не хватало на мероприятии лишь официальных представителей российской стороны и некоторых членов эстонского правительства, которые проигнорировали событие.
Исторический контекст
История эстонского барельефа началась два года назад с задумки местного pr-специалиста, одного из основателей агентства AS Corpore Меэлиса Кубитса. Менеджер решил увековечить в Таллине память о событиях 13 января 1991 года — о визите Бориса Ельцина в столицу Эстонии. Идея пришла после просмотра архивных материалов о событиях, которым, по мнению Кубитса, в Прибалтике уделяется недостаточно внимания и отдаётся слишком малозначительная роль.
Борис Ельцин приехал в Таллин во время трагических событий в Литве 11–13 января 1991 года: после того как Верховный совет страны признал независимость бывшего союзного государства, советские военные подразделения начали захват важных объектов страны, в частности — телевизионной башни. В ходе столкновений частей с мирным населением 12–13 января погибли 15 человек. Михаил Горбачёв тогда заявил, что ничего не знал о массовых стычках.
Разрешить ситуацию взялся Ельцин, прибывший в Таллин для встречи с представителями стран Балтии и военными. Политик призвал вооружённые силы не нападать на мирное население, даже если речь идёт о приказах руководства. Одновременно Ельцин подписал договор о взаимоотношениях, по которому страны фактически признавались независимыми друг от друга. Бескровный выход Эстонии из состава Советского Союза считается одним из прямых последствий своевременного визита российского лидера в Таллин. Впрочем, до формальной независимости оставалось ещё семь месяцев: РСФСР признала эстонский суверенитет 24 августа 1991, уже после выступлений перед зданием правительства в Москве.
В кругу друзей
Следом за основателем AS Corpore к реализации проекта подключился директор Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин. Концепция нашла поддержку и в общественной организации «Ельцин центр». Собрать средства и заняться установкой барельефа в общей сложности решили 39 человек, образовавших некоммерческое партнёрство «Инициатива памяти». Большая часть из них — современные эстонские предприниматели, политики, общественники и люди, так или иначе связанные с событиями 1991–93 годов.
Читайте также | |
---|---|
В Екатеринбурге восстановлен памятник Ельцину |
Одним из первых членов объединения стал бывший председатель Верховного совета Эстонии и третий избранный президент страны Арнольд Рюйтель. Именно по его приглашению Борис Ельцин и посетил Таллин: гослидер Эстонии обратился за помощью к первому президенту России после того, как узнал о массовых столкновениях в Вильнюсе. Поддержать его приехал и другой соратник Ельцина — бывший председатель Верховного совета республики Беларусь Станислав Шушкевич, подписавший в 1991 году Беловежские соглашения. Самым длинным выступлением на всей церемонии открытия стала речь мэра Таллина Эдгара Сависаара, он же по окончании мероприятия провёл торжественный приём в ратуше, здании городского совета. В осуществлённом проекте градоначальнику понравилось всё: идея, реализация, место и время. Расположение Сависаара тоже вполне объяснимо: во время событий 1991 чиновник занимал пост премьер-министра страны.
Сам барельеф изготовил малоизвестный скульптор Рене Рейнумяэ. Его работа — копия единственного прижизненного памятника Ельцину, бюст, который Эрнст Неизвестный подарил семье политика в 1996 году. Ещё одним скульптором, прежде работавшим над изображением первого российского президента, был Георгий Франгулян — его авторству принадлежат монумент в деловом квартале Екатеринбурга, установленный в 2011 году.
Первоначально открыть барельеф собирались 13 августа 2013 года, ровно через 22 года после событий, но вовремя подыскать место организаторам не удалось. Зато церемония по случайности совпала с другой праздничной датой — 22 августа в России официально отмечается День государственного флага.
Прения сторон
Памятная инициатива нашла поддержку далеко не у всех членов действующего правительства. Затея пришлась по душе министру образования страны Яаку Аависксоо, занимавшемуся в 1990-е годы научной деятельностью, зато не понравилась министру обороны Урмасу Рейнсалу. Эстонский народ стал свободным по собственному желанию, а не благодаря действиям Ельцина, заявил политик местным СМИ. Молодой чиновник отметил, что в биографии бывшего российского лидера достаточно много «чёрных пятен» — например, чеченская кампания. Забавно, что в апреле текущего года Рейнсалу открыто высказывался в поддержку появления в Таллине барельефа в память о совсем другом европейском политическом деятеле — Маргарет Тэтчер. Отказом на приглашение посетить открытие памятного знака ответили и другие члены кабинета министров: по большей части, ссылаясь на занятость.
После установки памятного знака Эстония оказалось первым иностранным государством, почтившим память Бориса Ельцина монументом. В то же время это и единственная прибалтийская страна, которая, в отличие от Латвии и Литвы, не представила первого президента России к высшей государственной награде за вклад в развитие государственности. В 2006 году Ельцин получил орден Трёх звёзд I степени, высшую официальную награду Латвии, а в июне 2011 удостоился Большого креста ордена Креста Витиса, ключевого знака отличия Литвы. Тем не менее совместное будущее Эстонии и России стало одной из главных тем обсуждения на улице Нунне. «Мы все люди и любим друг друга. Я уверена, что настанет время, когда отношения между нашими странами станут иными», — заявила на церемонии вдова бывшего гослидера Наина Ельцина.
Читайте также: Кем запомнят Ельцина: разрушителем или строителем? >>