Предстоящая вырубка липовой аллеи в Архангельском - ещё одна атака на дворцово-парковый ансамбль. Без этого, уверяют нас, невозможно соорудить съезды к строящемуся гипермаркету «Глобус».
Кто бывал в Версале, не даст соврать: с любой точки парка, в какую сторону ни глянь - кроме рощ, водных «партеров» и дворцовых колоннад, - в глаза не ударят ни заводские корпуса, ни офисные стекляшки. А можете ли вы себе
представить, что мюнхенский парк Нимфенбург вдруг пересечёт автобан? Или в королевском парке Сан-Суси в Потсдаме отгрохают торговый комплекс?
Наш Версаль
Сейчас трудно вспомнить, как получилось, что Ильинское шоссе - второстепенная автотрасса областного значения - пролегло у самых стен Архангельского. Нет бы исправить эту досадную глупость - вместо этого на территорию музея-усадьбы влезают всё новые «хозяйствующие субъекты», усилиями которых шоссе непрерывно нагружается и изнемогает в пробках.
«Когда руководство международной компании «Гиперглобус» (владельца гипермаркета) лишь отстаивало свой проект, -
Подмосковное Архангельское - без всякой ложнопатриотической натяжки - шедевр из того же ряда, что и Версаль, и Нимфенбург, и Сан-Суси. И даже при советской власти, не жаловавшей, как известно, «графьёв с баронами», никто не решался вклиниться в живописные перспективы усадьбы. А в наступившую либеральную эпоху откусывать куски кинулись наперегонки все, кто может. Среди самых влиятельных новых владельцев юсуповских земель - глава компании «Ренова» Виктор Вексельберг.
Архангельское в чём-то скромнее европейских королевских угодий, но и в чём-то ценнее. Рассказывают, один знатный гость Юсупова до крови расшиб лоб, на всём ходу врезавшись в кирпичную стену, расписанную под зелёные заросли.
Он стал жертвой искусства барокко, главной фишкой которого всегда были иллюзии, маскировки, неожиданные превращения.
Будучи на дипломатической работе в Италии, Юсупов так впечатлился искусством венецианского театрального декоратора Пьетро Гонзаго, что сманил его в Россию. И именно в Архангельском Пётр Фёдорович (так стали величать Гонзаго в России) достиг тех художественных высот, о каких не мог и мечтать в бытность свою главным художником миланского театра «Ла Скала» и венецианского «Ла Фениче». Он придумал усадебный театр, в котором основное в представлении не актёры, а сменяющиеся декорации - до десятка визуальных перемен за одно представление!
Магазинов много, театр Гонзаго - один
Кстати, уже блистают первозданной красотой фойе и парадный зал усадебного дома. К концу нынешнего года все интерьеры дворца должны быть воссозданы. Но дирекция музея-усадьбы не может приступить к реставрации других объектов: к примеру, из малого дворца некуда перевезти библиотеку, а театр Гонзаго бессмысленно реставрировать, ведь неясно, что будет с окружающей его землёй. Владимир Путин пообещал Евгению Соседову поговорить с Вексельбергом. Раз надеяться на силу закона, оберегающего наследие, бесполезно, теперь вся надежда на этот разговор?
30 марта в Министерстве культуры РФ прошло совещание по Архангельскому. Решено заморозить возведение дома приёмов Минобороны. А В. Вексельберг пообещал, что вблизи театра Гонзаго строительства не будет и в течение двух месяцев уточнят границы охранной зоны усадьбы.
Смотрите также:
- Усадьба под застройку. Почему в исторических парках строят торговые центры →
- Шестой век Варварки. Экскурсия по одной из самых красивых улиц Москвы →
- Раскольники, привратники и ядерная бомба: гид по району Тверской →