Материалы по теме – Прогулки по Москве >>>
«Дом старика Болконского» на Воздвиженке, описанный в романе «Война и мир», может существенно изменить свой внешний облик. Сейчас именитое здание, возникшее в XIX веке, представляет не столько архитектурную, сколько историческую ценность. Ведь с домом связано огромное количество событий не только «толстовской эпохи».
Несколько дней назад в Москве начались строительные работы в девятом здании по Воздвиженке, знаменитом «доме старика Болконского». К особняку рассчитывают пристроить дополнительный этаж. Инициатива застройщика вызвала широкое негодование у москвичей и градозащитников. В частности, общественное движение «Архнадзор» провело у здания серию одиночных пикетов, которые позволили временно остановить проведение работ.
Легендарный дом на Воздвиженке появился в первой половине XVIII веке, когда участок принадлежал князьям Шаховским. Впрочем, теперь от первоначального здания практически ничего не осталось: в XIX века дом пришлось полностью перестроить в свете масштабного пожара 1812 года. Здание было спроектировано и построено в популярном на тот момент стиле ампир. В этот момент участок уже находился в собственности у генерала-поручика Василия Грущецкого, который купил имение в 1774 году. После смерти военнослужащего в 1813 году дом достался его дочери, Прасковье Муравьёвой-Апостол, чьи сыновья впоследствии примут активное участие в движении декабристов. Но в собственности семьи имение пробыло недолго – в 1814 году его выкупил Николай Волконский, дед Льва Толстого. В романе «Война и мир» родственник писателя представлен в образе сурового князя Болконского, а его особняк фигурирует как «старый мрачный дом на Воздвиженке», где устроилась партия княжны Марьи и Николая Ростова.
В 1834 году в дом переехали супруги Елена и Николай Рюмины, которые перебрались в Москву из Рязани. Помещики заработали внушительное состояние на откупах, сборе налогов с частных компаний и лиц. Очевидцы свидетельствовали, что именно в это время в доме на Воздвиженке проходили самые роскошные мероприятия: четверги отдавались под танцы, воскресенья – под игры в карты, а на званые обеды приглашали каждый день. На встречах в доме продолжал бывать и сам Толстой, чуть позже писатель даже косвенно породнился с четой. Сестра жены писателя Софьи Берс была замужем за племянником Николая Рюмина Гавриилом Павленковым. В этом же доме писатель безуспешно ухаживал за семнадцатилетней Прасковьей Щербатовой, которая предпочла ему известного российского археолога Алексея Уварова. Позже учёный прославится как основатель Государственного исторического музея в Москве, его супруга станет прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной», а в особняке на Воздвиженке поселится сама главная героиня романа. В реальности же в «период Рюминых» в имении появились ворота, два симметричных флигеля, внутренняя отделка и бальный зал с колоннами, которые сохранились по сей день. Автором изменений стал другой уроженец Рязанской губернии – архитектор Константин Терский.
В 1903 году, когда Рюмины окончательно разорились, особняк выкупил азербайджанский нефтепромышленник Шамси Асадуллаев, который как раз перебрался в Москву и повторно женился. Через 3 года, в 1906-м, дом претерпит свою последнюю перестройку – по проекту архитектора Павла Заруцкого появится круглый корпус с башенкой, выходящий на пересечение Воздвиженки с Крестовоздвиженским переулком. Проект не оригинален: очень похожую концепцию имеют другие проекты архитектора – например, доходный дом на пересечении Лялиного и Большого Казённого переулка.
Сразу после революции дом перешёл в распоряжение Народного комиссариата по морским делам, учреждением в тот момент руководил Павел Дыбенко – муж знаменитой революционерки и «первой светской женщины СССР» Александры Коллонтай. В 1920-м особняк отдали Агитпропу ЦК РКП(б). С 1923-го, когда агитационная структура была переведена на Китай-город, и до начала 1950-х здание занимали редакции издательств и газет – попеременно на Воздвиженке готовили к печати «Крестьянскую газету», журналы «Крестьянка» и «Колхозник», альманах «Истории гражданской войны», исторические вестники Академии наук. Здесь же до 1941 года собирали первый советский литературный журнал «Красная новь», в котором печатался Владимир Маяковский. Следом дом занял Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами, который просуществовал до 1967 года. Помещение досталось новой структуре – комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. В 1990-х здание занимали структуры Министерства иностранных дел, в 2000-м его получил вновь созданный «Центр развития межличностных коммуникаций», который и затеял реконструкцию.
Несмотря на богатую историю, статуса памятника архитектуры у здания до сих пор нет. В 2006 году дом признали выявленным объектом культурного наследия, но в 2009 всё же рекомендовали не включать в официальный реестр охраняемых домов. Мотивом отказа «старику Болконскому» послужили реконструкции, проходившие в советское время и в 1990-х годах, когда здание утратило внутренние интерьеры. В самом «Центре развития» теперь указывают, что из-за отсутствия охранного статуса в доме могут проводиться любые работы, однако общий вид здание, скорее всего, сохранит.