Что будут строить на землях новой Москвы?

Так что же будут строить на землях новой Москвы: парламентский центр, миллионы квадратных метров жилья, современные промышленные предприятия или самый большой в Европе рынок? Узнать об этом мы сможем через два года - именно такой срок отвели себе чиновники на разработку обновлённого Ген­плана развития столицы с учётом новых территорий.

   
   

«К середине 2014 г. мы разработаем, а к концу 2014 г. примем скорректированный Генплан на всю Москву с учётом присоединённых территорий», - заявил на днях заместитель мэра Марат Хуснуллин. По мнению экспертов, работа предстоит грандиозная и крайне ответственная. Принимаемые решения закладываются в основу развития города минимум на 30-50 лет, а многие останутся актуальными и на протяжении 100-150 лет.

Принцип дачного участка

«Территории большие, но принцип их застройки стандартный. Если у вас пустой дачный участок, то что на нём появится в первую очередь? Туалет и хозблок. А потом - всё остальное. В масштабах города по смыслу то же самое. Сначала нужна инфраструктура - дороги. Но они не могут быть сами по себе, они должны соединять конкретные объекты друг с другом, поэтому, прежде чем что-то строить, задаём во­прос: «А что здесь будет?» Получаем концепцию, стратегию. Потом переносим её на кон­кретную территорию, подстраи­ваем под неё - это и есть Генплан», - комментирует Максим Перов, вице-президент Союза архитекторов России.

В настоящее время в столице завершается конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации, который стартовал в начале 2012 г. В сентябре планируется провести итоговую выставку проектов, которые будут представлять варианты развития как самой Москвы, так и присоединённых территорий. Побывать на ней смогут все желающие. Окончательный вариант концепции с учётом всех предложений конкурсантов планируется сформировать в начале 2013 г.

«Сила этого конкурса - во множестве проектов, которые будут в итоге сделаны. Это сила совместного мозгового штурма, когда в одной комнате девять гениальных команд мирового уровня дают разные ответы на один и тот же вопрос. А мы попытаемся, основываясь на этом многообразии, исключить будущие ошибки в развитии агломерации», - поясняет Александр Колонтай, заместитель руководителя «НИиПИ Генплана Москвы», эксперт и модератор конкурса.

А как у них?

Вопросы, над которыми сейчас ломают голову в Москве, уже решали в других странах. Вспомним хотя бы историю Большого Лондона: в 1927 г. Чемберленом был создан Комитет для разработки плана контролируемого развития территории радиусом 40 км от столицы. Были предложены следующие принципы планировки: сохранение сплошного зелёного пояса вокруг Лондона, прокладка кольцевой автодороги, создание промзон и новых городов-спутников в 20-40 км от центра. Этот план реанимировали в 1940-х годах и начали осуществлять. Уже через десять лет в окрестностях столицы Великобритании на карте были обозначены восемь новых городов, а к середине 1960-х годов они были в основном застроены. Позже появилось ещё три таких. В настоящее время то, что называют Лондоном, на самом деле является конгломератом отдельных городов.

   
   

Удачный пример есть и в Испании - Большой Бильбао, объеди­нивший 30 муниципалитетов разного размера. По­скольку изначально Бильбао был зажат между двумя горными хребтами, застройку историче­ски вели вдоль узкой долины реки Нервион. У воды расположились порты, склады, заводы. К 1970-м годам свободных уча­стков не осталось. Чтобы город не потерял своей привлекательности, решено было часть берега освободить от производ­ственных и портовых функций и превратить водоём в структурирующую ось агломерации. В 1992 г. испанцы приняли Градостроительную программу и Стратегический план, обозначив четыре основные цели: усиленное развитие транспортной инфраструктуры между муниципалитетами; очищение реки; улучшение ситуации в области образования, культуры и досуга; создание туристического имиджа мегаполиса. В результате построен музей Гуггенхайма, который ежегодно привлекает до 800 тыс. туристов, в цен­тре города разбит парк Рибера, через Нервион перекинут пешеходный мост, соединивший центр с университетским комплексом. Проект, вызвавший мощный подъём на рынке недвижимости, считается одной из крупнейших удач городского планирования начала XXI в. Сможет ли Москва подхватить эту эстафету?