Зловещие сказки Москвы. Останкино, Перово и другие «тёмные» районы города

Московский музей-усадьба «Останкино» на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых. © / Юрий Артамонов / РИА Новости

Некоторые районы в столице считаются гиблыми.

   
   

Где живут попрошайки?

На Комсомольской площади, которую чаще называют площадью Трёх вокзалов, много лет подряд собираются бомжи, попрошайки и персонажи полукриминального вида. Возможно, что сгущаются «чёрные силы» неслучайно. Существует предание, по которому в XIV столетии тут стоял мужской монастырь. Непогожей ночью в дверь постучал странник, а монахи взяли да и не пустили его. Тот в сердцах проклял негосте­приимную обитель, пожелав ей провалиться под землю - и стены монастыря начали рушиться... Три столетия тут ничего не строили - боялись. А в конце XVII века всё-таки соорудили Новый артиллерийский двор. Простоял он недолго и сгорел в 1812-м после взрыва хранившихся в нём боеприпасов... Дальше - больше. Деревянный театр, выстроенный в XVIII веке неким итальян­ским антрепренёром, сгорал дотла трижды. Во время строительства Николаевского вокзала гибли сотни рабочих...

Куда класть трупы?

В храме на Лазаревском кладбище поминают безымянных... Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Одно из самых легендарно-зловещих мест Москвы - Марьина Роща (вспомните сериал «Место встречи изменить нель­зя»). По народному преданию, название своё этот район получил благодаря разбойнице Марье, жившей в местном лесу (по ещё одной версии, его так назвали в честь другой лихой женщины - атаманши Маньки Ростокинской). Кроме разбойниц здесь в разные годы предпочитали жить люди из разряда «их разыскивает полиция»: цыгане и воры. В Марьиной Роще проходили самые безумные пьянки в столице. В период эпидемий и моров на близлежащие кладбища - Сущёвское и Лазарево - свозили тысячи трупов. Здесь хоронили в общих могилах все неопознанные тела горожан и приезжих. Иногда трупы неделями лежали в спецамбарах - в ожидании опознания... Зловещий колорит кого-то отпугивал, а вот знаменитостей  привлекал. В «марьинских гуляньях» отметились и Пушкин, и Лермонтов, а Жуковский так вообще посвятил этому зловещему району одноимённую повесть.

Как старуха усадьбу заколдовала...

Если вы хоть однажды ходили на съёмки в массовке в телецентр «Останкино», а потом у вас целый день болела голова - это вовсе не головокружение от телеуспехов. Плохо себя в «околоостанкинских» местах часто чувствуют и матёрые теле­звёзды (когда-то Амаяк Акопян жаловался мне, что после эфиров здесь «в организме что-то резко разлаживается»). Дело в том, что малое здание телецентра, Останкинская башня и несколько жилых домов рядом были построены на месте древнего кладбища. А жуткие легенды об этих окрестностях сочиняют ещё с XIV века. Хотя, может быть, и не сочиняют...

Главный персонаж останкинского фольклора - зловещая старуха-предсказательница. Она пригрозила владельцу села Останкинское несчастьями за распахивание «землицы на костях» - того вскорости казнили. Его преемник по уже сложившейся традиции выгнал старуху, когда она пришла к нему, - и утонул в местных болотах. В XVIII веке на приёме в Останкинском дворце у графа Шереметева знаменитую старуху повстречал император Павел I. Не обидел, не выгнал, но тем не менее вышел к гостям после беседы с ней с белым лицом - нагадала она ему скорую смерть. В ночь на 12 марта 1801 года его задушили... По слухам, видели недовольный призрак вещуньи и накануне штурма телецентра в 1993 году, и у подножия Останкинской башни перед пожаром. Вроде как предупреждала старушка о грядущих несчастьях - но кто ж к привидениям прислушивается?

Усадьба Останкино уже несколько веков несёт рок проклятия. Картина Н. Подключникова «Вид усадьбы Останкино». 1833 г.

Откуда пошли лешие?

Должно быть, такие лешие, как изобразил художник Михаил Врубель, обитали в Перове...

Район Перово издревле считался местом, откуда пошли... лешие всея Руси. (По одной из версий, всё дело в небывалой концентрации болотного газа в местных водоёмах.) Даже Владимир Даль включил в свой словарь поговорку «Как леший перовский зовёт куликовского в гости к родительской кости» (то есть домой). Звучит совсем уж сказочно, но некоторые факты подтверждают легенду. Например, в 1732 году в Перове получил поместье знаменитый московский аст­ролог и колдун Яков Брюс. Но едва перевёз туда свою алхимическую лабораторию и кабинет «куриозных вещей», как начал чахнуть и вскоре умер, рассказывая всем перед смертью, что «не любят местные лешие колдунов, вот и заморили». А к разбойничьему атаману Салкову перов­ские лешие благоволили, и он в своё время был непобедим: разбил и рать, посланную Шуйским, и отряды Пожарского... Поклонялся открыто «лесным духам», был ярым язычником - к христианству пришёл в конце жизни, покаявшись перед царём Михаилом Романовым...  

   
   

Что, вы не боитесь?

Поразительно, но самая «тёмная репутация» среди прудов - у наиболее популярных и любимых москвичами! На месте Патриарших в своё время располагалось Козье болото (оно так называлось, потому что на пустыре рядом пасли коз). Легенда гласит, что время от времени среди них появлялся «дьяволоподобный чёрный козёл» - и тогда у коз пропадало молоко, начинался падёж скота и всякие другие несчастья. Пастухи умолили патриарха освятить пруды - с тех пор, говорят, их и называют Патриаршими. «Дьявол» на Патриарших появился ещё раз - благодаря Булгакову... Сказки сказками, легенды легендами, но старожилы не рекомендуют гулять на закате возле Патриарших... Или вы не боитесь?

Смотрите также: