Речные трамваи появились в столице в 1923 году. Флот пароходства состоял тогда из 70 катеров, бравших на борт 40–100 пассажиров каждый. После Великой Отечественной войны по Москве начали плавать речные трамваи «Москвич», а потом — суда типа «Москва».
В 1960-е годы речной транспорт вышел на новый виток развития. Наряду с тихоходными речными трамваями на внутригородских и загородных линиях начали действовать суда на подводных крыльях («Ракеты»), которые развивали скорость до 60 км/ч. До 2008 года на «Ракете» можно было добраться за 40 минут от Речного вокзала до причалов в 40–50 км от Москвы, и многие дачники предпочитали этот транспорт электричкам и автомобилям.
В июне 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин поручил департаменту транспорта разработать проект регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. Основными судоходными компаниями, которые работают сегодня в этой сфере, являются компании «ВосходЪ», «Мегафлот», «Речфлот» и «Столичная судоходная компания». Речной транспорт не выполняет роль общественного, а работает в сфере туризма. На речных трамваях проводят экскурсии по центру Москвы, или их берут в аренду для проведения праздников.
Столичные компании используют как суда советского производства — «Ракета», «Москвич», «Москва», так и более современные прогулочные катера «Столичный». Курсируют по Москве-реке и речные трамваи иностранного производства. Регулярные маршруты работают с середины апреля до середины мая, однако суда под заказ для проведения экскурсий и праздников плавают вплоть до начала первых заморозков.
Столичные причалы
Всего в Москве существует 16 причалов, с которых можно отправиться на экскурсию.
- «Южный речной вокзал» — пр-т Андропова, м. «Коломенская»
- «Кленовый бульвар» — Нагатинская набережная, м. «Коломенская»
- «Новоспасский мост» — Краснохолмская набережная, м. «Пролетарская»
- «Б. Устьинский мост» — Москворецкая набережная, м. «Китай-город»
- «Театр Эстрады» — Берсеньевская набережная, м. «Кропотнинская»
- «Лужков мост» — м. «Третьяковская», Болотная площадь
- причал «Крымский мост» — Фрунзенская набережная, м. «Парк Культуры»
- «ЦПКиО им. Горького» — Пушкинская набережная, м. «Октябрьская»
- причал «Зелёный театр» — Пушкинская набережная, м. «Фрунзенская»
- «Фрунзенская набережная» — Фрунзенская набережная, м. «Фрунзенская»
- «Воробьёвы горы» — Воробьёвская набережная, м. «Воробьёвы горы»
- «Киевский вокзал» — Бережковская набережная, м. «Киевская»
- «Северный речной вокзал» — Ленинградское шоссе, м. «Речной вокзал»
- «Коломенское» — Коломенская набережная, м. «Коломенская»
- «Марьино» — Батайский проезд, м. «Марьино»
- «Братеево» — ул. Люблинская, м. «Марьино»
Основные маршруты
Причал «Киевский вокзал» – Причал «Новоспасский мост»
Со всеми остановками.
Время в пути — 1 час 30 минут.
Причал «Киевский вокзал» – Причал «Киевский Вокзал»
Без остановок.
Время в пути — 2 часа.
Причал «ЦПКиО им. Горького» – Причал «ЦПКиО им. Горького»
Без остановок.
Время в пути — 1 час.
Причал «Воробьёвы горы» – Причал «Воробьёвы горы»
Без остановок.
Время в пути — 1 час 30 минут.
Причал «Коломенское» – Причал «Коломенское»
Без остановок.
Время в пути — 1 час.
Причал «Коломенское» – Причал «Коломенское»
Остановка — причал «Марьино».
Время в пути — 1 час.
Северный речной вокзал – Северный речной вокзал
Остановка — «Бухта радости».
Корабль на подводных крыльях «Ракета».
Причал «Лужков мост» – Причал «Лужков мост»
Время в пути — 1 час.
Интервал движения — 1 час.
Причал «Лужков мост» – Причал «Лужков мост»
Остановки: Нескучный сад, ЦИКиО им. Горького, Воробьёвы горы.
Время в пути — 2 часа (ночной маршрут).
Цены
Стоимость билетов на прогулку колеблется от 350 до 1000 рублей. Для детей младше 12 лет прогулка на трамвае будет стоить в полтора – два раза дешевле. Дети до 6 лет чаще всего имеют право на бесплатный проезд. Также в этом году пассажирам будет предложено приобрести «Билет одного дня» стоимостью 800 р., который позволит кататься на трамваях целый день с любым количеством пересадок.