Министр иностранных дел Сергей Лавров отправляется в турне по африканским странам. Первая страна маршрута — Кения. Это уже не первая его поездка по континенту — в январе министр посещал ЮАР, Эсватини, Анголу и Эритрею, в феврале — Мали, Мавританию и Судан. В июле 2022 года Лавров был с визитом в Египте, Эфиопии, Уганде и Республике Конго. А 26-29 июля в Петербурге состоится второй саммит Россия — Африка, на котором Владимир Путин будет обсуждать с африканскими лидерами старые и новые проекты.
Глеб Иванов, aif.ru: — Какие у России интересы в Африке, чем выгодно сотрудничество с этим континентом?
Олег Барабанов: — Уже на первом саммите Россия — Африка, который был в 2019 году, были заложены серьезные амбициозные цели по экономическому сотрудничеству, по политике. Понятное дело, что ковид это в определенной степени приостановил, но тем не менее эту повестку нужно продолжать.
В экономическом плане Африка полна самыми разными полезными ископаемыми. Это регион с большим населением. Большое население — это большой рынок сбыта, даже с учетом, что значительная часть этого населения сегодня живет за чертой бедности. Для России в условиях санкций и закрытости западных рынков африканские рынки становятся альтернативой.
Перспективы африканского континента хорошо осознает не только Россия, но и многие другие страны. Сейчас множество проектов делает Китай, активизировались французы, британцы, другие европейские государства. Интерес проявляет Турция, страны Персидского залива. Конечно же, не оставляют своих позиций и США. Несколько месяцев назад Белый дом провел свой саммит США-Африка. И теперь вокруг континента сложилась очень высокая конкуренция, где все крупные страны мира так или иначе проводят свои программы.
Кроме того, для России в нынешних условиях важна и политическая составляющая. Африка — это 54 члена ООН, которые постоянно принимают участие в голосовании по важным для России вопросам в Генассамблее. Например, Запад постоянно инициирует голосование по антироссийским резолюциям. И здесь тоже важна поддержка африканских стран, которые являются весомой частью ООН. Многие придерживаются нейтральной позиции, кто-то и вовсе выступает за Россию. Важно, чтобы их число не уменьшалось.
— В условиях сильной конкуренции за Африку какие шансы у России начать на континенте полноценную работу?
— Понятно, что экономически мы должны трезво оценивать свои силы. Даже на первом саммите Россия — Африка размах экономических предложений от нас был меньше, чем у других стран. Китайцы, американцы заявляют о многомиллионных инвестициях и программах. Конкурировать экономически на равных с ними трудно. Понятно, что и сами африканские страны видят к себе интерес и используют эту конкуренцию, чтобы получать как можно более выгодные предложения.
Российская политика и раньше была очень сдержанной, что называется, без «вертолетных денег», а в нынешних условиях тем более. Мы опираемся на выверенные и взаимовыгодные проекты.
Но с другой стороны, нам тоже есть что предложить. Некоторым африканским странам интересна ядерная энергетика, в Египте такой проект уже реализуется. Другие страны используют опыт российских энергетических компаний. Проекты у нас есть в Нигерии, в Анголе. В ЦАР идут разговоры о том, чтобы открыть завод по производству недорогих автомобилей на базе УАЗ «Патриот». Традиционно мы работаем с африканскими странами в образовательной сфере. И, конечно, сфера безопасности, что в африканских условиях, где всегда много мятежных и сепаратистских группировок, весьма востребовано. Так что нам есть что предложить.
— Не отпугнут ли американские санкции от сотрудничества с нами? Тем более, что в Вашингтоне завуалированно угрожали.
— Я думаю, что если выгоды от сотрудничества будут очевидны, выходы будут найдены, как находятся они в других ситуациях. Важно, что африканские страны сами видят перспективы развития отношений с Россией. Большинство из них, кроме, разве что, некоторых стран, хотели бы сохранить нейтралитет в конфликте Запада с Россией. И многие из них будут проводить политику лавирования, с соблюдением собственных интересов. Так что, конечно, какое-то воздействие санкции оказать могут, но не критическое.