Городок Соледар в северном Донбассе не так уж велик — порядка 13 квадратных километров. А вот его «подземная часть» — соляные выработки, открытые в девятнадцатом веке, больше наземной в сотни раз.
Здесь же находился завод по производству огнеупоров, который вел свою историю с царских времен, но уже в 2022 году усилиями украинских «хозяйственников» был порезан на металл, а здания разобраны на кирпич.
А вот в «Деконский гипс» инвестировали немцы, и десятилетиями «незалежности» продукция завода уходила на экспорт.
Невзрачность Соледара, где проживает порядка десяти тысяч человек, не должна обманывать — дно под ним в буквальном смысле золотое, ресурс ископаемых огромен.
«Артемсоль» — самое крупное соляное месторождение Европы, которое даже при СССР обеспечивало почти половину всей добычи соли по стране. И «тянуло» бы до сих пор экономику Украины, потому что, по прикидкам специалистов, ресурс полезного ископаемого выработан за это время всего за несколько процентов.
Небольшую часть выработок использовали для пиара — здесь проводили экскурсии, устраивали мероприятия и симфонические концерты. Выработки достигают глубины 280 метров, и послушать классику в соляной пещере высотой с многоэтажый дом были охочие. Впрочем, такие акции проходили нечасто, на доходности предприятия-монополиста не сказывались никак и трендом не стали.
Гораздо более популярным стал спелеосанаторий «Соляная симфония», ориентированный на людей с заболеваниями дыхательных путей. Триста метров под землю, так что при спуске закладывает уши — и пациент на дне «древнего высохшего океана», как говорилось в рекламе. В подземельях, подсвеченных синим неоном,организовали и футбольное поле, и выставку соляных скульптур. Один день лечебной программы обходился гостю в 350 гривен (около 1000 рублей).
В Соледаре есть несколько рудников, соединенных между собой путями сообщения и подземными ходами. Все они обесточены и не работают с мая (что тут же вызвало соляной кризис на Украине и в Европе).
Сами рудники расположены на периферии города, в основном — в северо-западной части, а центр, который сейчас находится в окружении — это административная и жилая застройка.
Здесь же, к северо-западу от городка, проходят и основные транспортные артерии — железная дорога и трасса, соединяющие «большую солонку» с Артемовском (Бахмутом).
Жителями Донбасса Соледар и Артемовск традиционно воспринимаются как единая агломерация: между ними десять километров, которые можно промчать за пять минут. Не зря город рудников называют «ключом» к Бахмуту.
Контроль за трассой между этими городами открывает доступ к трассе, ведущей на Славянск и проходящей к северу от Краматорска. Крупных населенных пунктов по пути нет, однако есть украинские укрепления. Именно поэтому, предчувствуя неминуемое, большой промышленный центр, Краматорск, нашпиговывают оружием и войсками. И потому периодически местные жители просыпаются от взрывов боекомплектов и пожарищ в казармах, набитых нацистами.