Ранее Financial Times и Reuters сообщили, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отправила странам ЕС письмо, в котором перечислила три предложения по финансовой помощи Украине. Первый вариант — поддержка за счет грантов. Второй — финансирование за счет кредита, который страны ЕС возьмут все вместе. Третий — помощь за счет замороженных активов России. Принять решение страны ЕС должны до 18-19 декабря, когда состоится саммит блока.
Если изъять российские активы у ЕС не получится (этому, напомним, препятствует Бельгия), Украине хотят выделить не менее 90 млрд евро. Расходы стран-членов ЕС в этом случае оцениваются в 0,16%-0,27% их ВВП.
«Все эти инициативы, уверен, находятся на уровне обсуждений, — считает Масленников. — Однако позиция Европейского центрального банка будет сдержанной. Ведь сам факт конфискации активов будет означать, что риски изъятия активов других стран из Euroclear вполне реальные. А это, разумеется, не понравится частным инвесторам, которые могут начать потихоньку уходить с европейского рынка. Здесь налицо серьезнейший отрыв от финансовой реальности».
Страны ЕС будут ждать развития событий на самой Украине, добавляет эксперт. Здесь и коррупционный скандал, и требования отставки правительства, и, разумеется, ситуация на поле боя, которая для Украины не выглядит выгодной.
«При этом 0,16%-0,27% от ВВП — это достаточно серьезное обременение для стран — членов ЕС, которое им придется объяснять своим гражданам, — отмечает Масленников. — А прогнозы международных финансовых организаций по поводу экономики Евросоюза не слишком радужные. В этом году Еврокомиссия повысила прогноз по росту ВВП с 1,1% до 1,4%, а на следующий год, наоборот, снизила с 1,5% до 1,4%. Разумеется, масштабного кризиса тут нет, но и точки роста тоже не просматриваются. Впрочем, какие-то серьезные прогнозы будут появляться только ближе к концу года».