Жизнь под «колпаком». Как «Патриотический акт» лишил американцев свободы

«Патриотический акт» окончен. Антракт!

1 июня 2015 года в Соединённых Штатах завершилось действие так называемого «Патриотического акта» — документа, предоставляющего спецслужбам широкие полномочия в целях обеспечения национальной безопасности.

   
   

Документ, действовавший в США на протяжении без малого 14 лет, должен был быть заменён «Актом о свободе». Однако голосование по этому документу в Сенате было отложено на более поздний срок.

Причиной, по которой Сенат, собравшийся на специальное заседание, так и не смог принять соответствующее решение, стало отсутствие достаточного количества голосов у сторонников документа.

Несколько часов дебатов завершились ничем. Сенатор-республиканец Рэнд Пол, горячий противник «Патриотического акта», сумел склонить коллег к тому, чтобы перенести голосование на более поздний срок.

Рэнд Пол, заявивший о намерении участвовать в борьбе за президентское кресло на выборах 2016 года, подчёркивает, что и «Патриотический акт», и документ, который призван его заменить, обеспечивает не столько возможность борьбы с террористами, сколько право американских спецслужб на тотальную слежку за простыми гражданами США.

Широкие полномочия американским спецслужбам «подарил» бен Ладен

«Акт „О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму“» 2001 г., более известный как «Патриотический акт», был принят после терактов 11 сентября 2001 года.

Палата представителей Конгресса США поддержала его 357 голосами против 66, Сенат — 98 голосами против 1, после чего документ был подписан президентом США Джорджем Бушем-младшим.

   
   

«Патриотический акт» предоставлял силовым структурам США полномочия, которых у них не было за всю историю американского государства. В частности, полному контролю могли подвергаться телефонные переговоры, СМС-переписка, а также электронная почта любого гражданина, если спецслужбы сочтут необходимым данные действия в связи с обеспечением национальной безопасности.

ФБР получило право проверять также, какие книги берёт в библиотеке подозрительный гражданин, какие сайты посещает с компьютеров, установленных в общественных местах, а также запрашивать любую дополнительную информацию о лице в других государственных и коммерческих учреждениях.

На волне шока, который американское общество пережило в сентябре 2001 года, администрации Буша удалось протащить с помощью «Патриотического акта» целый ряд мер, которые до той поры в США рассматривались как нарушение основ демократии.

Так, акт предоставил Белому дому право снимать и назначать прокуроров любого уровня. Данные полномочия Сенат США отменил лишь шесть лет спустя, в 2007 году.

Сноуден срывает покровы

Власти особо не распространялись о масштабах слежки, которая была развёрнута за американцами. Белый дом утверждал, что благодаря «Патриотическому акту» удалось предотвратить массу террористических актов на территории страны. И несмотря на то, что голоса критиков документа звучали всё громче, его действие несколько раз продлевали.

Мощнейший удар по «Патриотическому акту» был нанесён в 2013 году, когда бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден обнародовал данные о секретной операции под кодовым названием «Призма», в ходе которой осуществлялся тотальный контроль за информацией о пользователях интернета и телефонной сети.

Как выяснилось, спецслужбами США были принуждены к сотрудничеству ведущие компании в области цифровых технологий, такие как Microsoft, Google, Yahoo!, Facebook, Apple и другие.

Интерес спецслужб простирался значительно дальше пределов США — «под колпак» попали жители стран Западной Европы, Латинской Америки и других регионов мира. От навязчивого интереса американских соглядатаев не был избавлен никто — ни премьер-министр, ни уборщик мусора.

«Она того стоит»

Разглашение информации об операции «Призма» привело руководителей спецслужб США в ярость. Именно поэтому попытки изловить «предателя» Сноудена в правящих кругах Соединённых Штатов приняли характер навязчивой идеи.

Извиняться или отказываться от практики тотальной слежки официальный Вашингтон не собирался, несмотря на массовое негодование и иски в суды со стороны граждан, посчитавших свои права ущемлёнными.

Президент США Барак Обама назвал критику в адрес операции «Призмы» «спекуляцией» и отказался приносить извинения за прослушку, говоря, что она «того стоит». Глава американского государства призвал общественность понимать, что «безопасность и личная информация не могут быть отделены друг от друга на 100%, каждый человек должен принимать это».

Тем не менее стало понятно, что «Патриотический акт» в том виде, в каком он действовал с 2001 года, сохранить не удастся.

«Акт о свободе» — повторение пройденного?

На смену ему должен прийти «Акт о свободе», сохраняющий большинство прав, предоставленных спецслужбам «Патриотическим актом», однако несколько усложняющий их реализацию.

Согласно «Акту о свободе», информацию о телекоммуникационной активности гражданина можно будет получать только в том случае, если суд сочтёт, что в отношении объекта расследования существует обоснованное подозрение о его связях с терроризмом.

Сторонники «Акта о свободе» напирают на то, что полномочия, предоставляемые спецслужбам, являются краеугольным камнем американской безопасности.

Генеральный прокурор США Лоретта Линч, на днях прогремевшая заявлениями о разоблачениях коррупции в ФИФА, считает тотальную слежку «неотъемлемой частью арсенала национальной безопасности».

В свою очередь, Рэнд Пол ссылается на статистику Минюста США, согласно которой за время действия шпионской программы Агентства национальной безопасности с 2001 года по настоящее время через прослушку и фиксирование переписок обычных пользователей интернета не удалось выявить ни одного террориста.

Возникает логичный вопрос — если программа не выполняет тех задач, ради которых она была запущена, то какие задачи она выполняет на самом деле?

10-часовой монолог сенатора Пола

Несмотря на яростную критику в обществе, 13 мая 2015 года «Акт о свободе» был принят Палатой представителей 338 голосами против 38.

Белый дом всеми силами пытался воздействовать на Сенат, дабы не допустить ситуации, при которой «Патриотический акт» завершит своё действие, а новый документ не будет утверждён.

Противники документа, однако, сдаваться не собирались. 21 мая сенатор Рэнд Пол выступил с речью против принятия документа, которая началась в 13:20 по местному времени, а завершилась в 23:50. «В истории народов наступает время, когда страх и беспечность дают властям дополнительные полномочия, при этом страдает право на свободу и частную жизнь», — этот основной тезис политик развивал более 10 часов.

Как уже говорилось, Рэнду Полу удалось добиться того, что принятие документа было отложено. Его новое рассмотрение должно состояться 2 или 3 июня.

Гражданские свободы — где они?

Белый дом выпустил официальное заявление, в котором говорится: «Мы призываем Сенат сделать так, чтобы этот безответственный промежуток (бездействия закона) был как можно меньше. В условиях, критически важных для национальной безопасности, отдельные сенаторы должны отложить в сторону свои партийные интересы и действовать быстро».

Как утверждают в Белом доме, «Акт о свободе» «позволяет нашей разведке и правоохранительным органам сохранять ключевые инструменты, укрепляя защиту гражданских свобод».

У рядовых американцев есть серьёзные сомнения на этот счёт. «Патриотический акт» и идущий ему на смену «Акт о свободе» урезают гражданские свободы настолько, что жителям США впору позавидовать гражданам стран с «диктаторскими режимами», которые регулярно критикует американский Госдеп.