Год назад Аргентину возглавил Хавьер Милей.
Он обещал взорвать динамитом Центробанк, заменить песо на доллар, разрешить куплю-продажу оружия и человеческих органов, ведь это просто «еще один рынок», и закрыть большинство министерств. Аргентинский народ выбрал его, потому что казалось, что терять уже нечего. Инфляция составляла 113%, а количество людей за чертой бедности в стране перевалило за 40% населения. Казалось бы, если страна и так достигла дна, то терять уже нечего?
Но аргентинцы, очевидно, ничего не знали о российских 90-х.
Шоковая терапия от Милея
Став президентом, Милей рьяно взялся за дело. Он объявил, что в экономическом кризисе виноваты раздутый бюрократический аппарат и коррупция, а также потребовал сделать бюджет страны профицитным, т. е. «жить по средствам». В результате, были распущены 13 из 22 министерств, уволены 50 тыс. чиновников. Уже в первом квартале 2024 года на 35% порезал социальные расходы на пенсии, транспорт, газ, воду и электричество. Был подписан «мегадекрет», который вносил поправки в 366 законов. Правительство перестало пытаться влиять на цены на многие товары, в том числе продовольственные, сняло ограничение на продажу земельных угодий иностранцам, а также начало приватизацию госсобственности. Ничего не напоминает в российской истории?
Был принят закон, который упрощал увольнение сотрудников. В частности, теперь работников можно выгнать, если в ходе забастовки они блокировали здание предприятия и препятствовали производственному процессу. Тем самым они фактически лишались закрепленного в законодательстве права на забастовку.
Стоило ли оно того?
Кое-каких успехов Милею удалось достичь. Например, впервые за долгие годы у Аргентины профицитный госбюджет. Упала инфляция. Если в декабре 2023 года она составляла 25,5%, то в минувшем октябре составила лишь 2,7%.
Но у этих скромных успехов оказалась крайне высокая цена. Если до прихода к власти Милея доля бедных в Аргентине составляла 41,7%, или 19,4 миллиона человек, то уже в первом квартале 2024 года она превысила половину населения страны (52,9%), а в нищете оказалось 18,1%. Из-за отмены социальных субсидий рост коммунальных расходов у населения составил 200%. Покупательная способность только пенсионеров снизилась на 20% за год. Ужасающе выглядит статистика по детям — 65,5% аргентинских детей живут в бедности.
Огромные проблемы у страны в сфере образования и науки. Финансирование вузов осталось на уровне прошлого года, несмотря на инфляцию, из-за чего многие университеты не могут позволить себе даже оплату электричества, а зарплаты 70% учителей опустились ниже прожиточного минимума. Стране также угрожает масштабная утечка мозгов — ведь денег на науку тоже нет.
Зато выросли бюджеты министерств юстиции и обороны — надо же кому-то подавлять постоянные акции протеста. Тем не менее сказать, что вся страна протестует против Милея, нельзя. Его рейтинги поддержки по-прежнему находятся на уровне 50%. Некоторым нравится, как решительно он разогнал чиновников, другие верят словам Милея о том, что результаты реформ уже видны и скоро большинство аргентинцев почувствуют их положительный эффект.
Правда, как быстро это произойдет, не знает никто. Возможно, даже Милей.