Отношения между Украиной и Ираном постепенно накаляются. Требования Киева, выдвигаемые Тегерану в связи с расследованием крушения самолета компании «Международные авиалинии Украины», сильно раздражают иранскую сторону.
Трагедия под Тегераном
Напомним, авиалайнер Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, потерпел катастрофу 8 января 2020 года через несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. Погибли 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
Среди погибших оказались граждане Ирана, Канады, Швеции, Украины, Великобритании, Германии и Афганистана.
11 января 2020 года Иран официально признал, что украинский «Боинг», потерпевший катастрофу под Тегераном, был сбит силами ПВО страны.
«Вследствие непреднамеренной человеческой ошибки самолет был случайно сбит, что, к сожалению, привело к гибели соотечественников и иностранных граждан, — говорилось в заявлении Генерального штаба Вооруженных сил Ирана, распространенном агентством ISNA. — Во время полета самолет оказался в непосредственной близости от одного из важных военных объектов Корпуса стражей исламской революции и по форме и высоте полета напоминал вражеский объект... Через несколько часов после ракетных ударов значительно увеличилось количество полетов американских военных самолетов... Это обстоятельство стало причиной повышенной чувствительности среди подразделений противовоздушной обороны».
Споры вокруг «черных ящиков»
14 января в Иране было заявлено, что лица, причастные к уничтожению украинского самолета, задержаны правоохранительными органами.
Несмотря на то, что представители Украины были допущены к участию в расследовании, официальный Киев счел действия иранской стороны недостаточными.
В офисе генерального прокурора Украины заявили, что не получили от Тегерана ответов на запросы о передаче бортовых самописцев «Боинга» для расшифровки в Киев.
«Мы пытаемся прочитать „черные ящики“ здесь, в Иране, в противном случае мы можем выбрать Украину и Францию, но пока не приняли решение об отправке их в другую страну», — заявил в ответ руководитель отдела расследований происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар.
В день, когда Иран признал, что «Боинг» был сбит ПВО страны, президент Украины Владимир Зеленский заявил: «Настаиваем на полном признании вины. Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечении виновных к ответственности, возвращении тел погибших, выплаты компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам. Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий. Наши 45 специалистов должны получить полный доступ и взаимодействие для установления справедливости».
В конце января генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка в интервью агентству «Интерфакс-Украина» посетовал: «Мы запрашивали информацию, которая необходима для расследования, просили о допросе определенного ряда людей, о получении определенных вещественных доказательств, в том числе останков самолета. Но ответов на все эти вопросы мы еще не получили, пока мы не видим ту реакцию со стороны иранских властей, которую бы хотели видеть».
Очевидно, что Украина и Иран пытались договориться путем конфиденциальных переговоров. Но, судя по всему, Тегеран счел требования Киева чрезмерными.
«Запись доказывает»: как президент Украины обвинил Тегеран в неискренности
2 февраля Киев перенес спор в публичное пространство. Причем сделал это не кто-нибудь, а сам президент Зеленский.
Украинские СМИ в этот день опубликовали запись переговоров диспетчерской аэропорта Тегерана и второго пилота самолета иранской компании «Асеман Эйрлайнз», сделанную в ночь трагедии. Судя по ней, пилот иранского лайнера зафиксировал полет ракеты, запущенной силами ПВО, и доложил об этом диспетчеру.
«Эта запись доказывает: иранцы видели ракету с момента пуска и до того, как она попала в украинский самолет», — сообщила программа ТСН украинского канала «1+1».
Источником, из которого была получена запись, назывались украинские спецслужбы.
Вслед за публикацией записи в эфире ТСН появился комментарий Владимира Зеленского. Президент Украины много говорил об оказанном им на Иран давлении, о материалах, полученных украинской разведкой, и о том, что позиция Тегерана его не устраивает.
«Я думаю, если наши специалисты будут лететь туда, они должны иметь мандат, что в случае неполной расшифровки там, на месте, они могут забрать „черные ящики“. Для нас это очень важно», — сказал Зеленский.
Также украинский президент заявил, что его не устраивает компенсация, предлагаемая иранской стороной: «Относительно иранской стороны... Они предложили сразу 80 тысяч долларов каждой семье каждого погибшего, но мы на это не согласились. Мне кажется, что это маловато. Когда жена погибшего говорит, что муж был единственным кормильцем, а у нее работы нет и ребенку надо в институт поступать, 80 тысяч долларов — это совсем мало. Хотя, конечно, не измеряется человеческая жизнь никакими деньгами, но мы будем давить, чтобы выплаты были больше».
Президент Украины сказал, что его страна добьется компенсации через международные суды. «Украина точно выиграет, мы все выиграем», — цитирует портал ТСН слова Владимира Зеленского.
Помпео попросил?
О чем сейчас можно говорить с уверенностью, так это о том, что публикация записи переговоров и интервью президента Украины серьезно осложнили взаимоотношения Киева с Тегераном.
Глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар объявил, что обнародование материалов является нарушением международных норм.
Иранский представитель опроверг утверждения о том, что записи были получены украинской разведкой.
«Этот файл был среди материалов, предоставленных группе экспертов, расследующих катастрофу... Больше мы им никаких материалов передавать не будем», — сказал Резайефар агентству Mehr.
Зачем же Владимир Зеленский решил пойти на обострение отношений с Ираном?
Это произошло сразу после визита в Киев госсекретаря США Майка Помпео. На совместном брифинге с Зеленским в Киеве Помпео говорил: «Я надеюсь, что Иран понесет ответственность за свои действия и за потерянные жизни украинцев». Украинский президент в ответ поблагодарил «американских партнеров» за помощь и поддержку.
Как известно, резкое обострение отношений между Ираном и США началось после убийства американскими военными одного из руководителей Корпуса стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани. Гибель «Боинга» стала следствием ответных мер, предпринятых Тегераном. Теперь же Вашингтон пытается использовать трагедию с украинским самолетом для дополнительного давления на Иран.
С высокой долей вероятности Помпео в Киеве дал понять Зеленскому, что Соединенные Штаты не заинтересованы в быстром разрешении ситуации вокруг «Боинга» и тем более — в достижении договоренностей между Украиной и Ираном вне публичного поля.
С другой стороны, украинский президент, говоря журналистам о жесткой линии и давлении, оказанном на Иран, пытается поднять собственный рейтинг, а также рейтинг своей партии, в последнее время ощутимо пошатнувшиеся.
По всей видимости, «Слуга народа» видит в этой линии одни плюсы. Есть ли минусы, станет понятно в ближайшее время.