Владимир Зеленский заявил, что, если Украину не возьмут в НАТО, она создаст ядерное оружие. По его словам, только это может гарантировать безопасность страны. Проблема в том, что последний раз такие заявления он делал два с половиной года назад — за несколько дней до начала СВО. Именно эти декларации и могли стать окончательным аргументом в пользу начала операции. Кроме того, очень негативно к словам Зеленского отнеслись и на Западе. Там их расценивают как шантаж.
Зеленский заявил, что про ядерное оружие он говорил Трампу
Выступая на саммите Евросовета в Брюсселе, он заявил, что в разговоре с кандидатом в президенты США сказал ему: либо у Украины будет ядерное оружие, либо мы будем в НАТО.
Далее к угрозам через западные СМИ присоединилось и окружение Зеленского.
«У нас есть материалы, у нас есть знания. Если будет приказ, нам понадобится всего несколько недель, чтобы получить первую бомбу», — заявил неназванный украинский чиновник немецкому изданию Bild.
Военный корреспондент Bild Юлиан Репке написал, что, по его информации, в Киеве начнут делать бомбу, если русская армия начнет новое наступление на столицу Украины.
Реакция на Западе на угрозы Зеленского была негативной
Там его слова восприняли как шантаж. Дескать, «или вы нас принимаете в альянс, или мы сделаем бомбу».
На Западе считают, что это выступление — в том числе и попытка заставить их поддержать пресловутый «план победы» Зеленского, который предполагает резкую эскалацию конфликта. На эту эскалацию на Западе идти не готовы, потому что она создает риски ядерного конфликта с Россией, поэтому там крайне прохладно встретили сам план. В его контексте воспринимают и нынешние слова Зеленского о ядерной бомбе.
«Это крайне опасная потенциально для Украины ситуация, так как из „защитника Европы, который останавливает российские войска на дальних подступах“, страна рискует превратиться в глазах Запада в источник угрозы провоцирования ядерной войны», — на условиях анонимности заявил один из украинских дипломатов.
Возможно, именно поэтому из Офиса Зеленского стремительно посыпались опровержения. Например, советник президента Дмитрий Литвин назвал информацию Репке «ерундой».
В предыдущий раз заявления Зеленского о ядерной бомбе привели к началу СВО
С обвинениями в адрес России, которая якобы нарушила Будапештский меморандум, среди условий которого была сдача ядерного оружия Украиной, Зеленский выступил на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2022 года. Именно тогда он впервые заявил, что, если Украину не примут в НАТО, она создаст ядерное оружие.
Одним из главных результатов этой речи могло быть принятие Кремлем окончательного решения о начале СВО на Украине. Она началась через два дня после речи.
А может ли Украина создать ядерное оружие?
Есть чисто технические сложности. О них писали еще украинские эксперты сразу после той самой первой речи Зеленского на Мюнхенской конференции.
Например, вот что по этому поводу тогда говорила руководитель Центра стратегических исследований и нераспространения ядерного оружия Полина Синовец.
«У нас отсутствуют два элемента — мы не обогащаем уран и не выделяем плутоний из топлива. В одном килограмме естественного урана находится 7 граммов урана, который можно использовать для ядерного оружия. Чтобы вычленить этот материал, нужно создавать большие производства по обогащению урана. Также выделение плутония из топлива — очень сложный и затратный процесс. Плутоний нужно доставать из реактора и работать с ним в специально оборудованных лабораториях, так как он радиоактивен. Это огромный промышленный масштаб, на который нужны грандиозные деньги», — заявила она.
Однако в России к угрозам Зеленского отнеслись со всей серьезностью. «Эти слова были обращены к нам. И мы их услышали», — заявил Владимир Путин на специальной пресс-конференции 22 февраля 2022 года.
По мнению российского лидера, для появления ядерного оружия на Украине не хватает только системы обогащения урана. Однако это вопрос технический, и нерешаемой эта проблема не является.
«В чём угроза для нас? В том, что даже появление тактического ядерного оружия на Украине для нас означает стратегическую угрозу. Вот, что должны иметь в виду. Потому что от 110 можно поднять дальность до 300–500 км — и Москва будет в зоне поражения», — заявил тогда глава государства.
«Невозможно утаить ядерную программу. Украина — это не США времен манхэттенского проекта. Соответственно, мы не дадим этой программе существовать, мы ее просто будем уничтожать на старте. Между прочим, при горячей поддержке мирового сообщества», — говорит эксперт.