По словам эксперта, методики оценки урона, нанесенного европейским национальным экономикам антироссийскими санкциями, не существует, и вряд ли они появятся. «Во-первых, по политическим причинам — любому независимому и объективному исследователю в Европе быстро заткнут рот. Во-вторых, кроме снижения товарооборота стоит учитывать и косвенные последствия разрушения сложившихся за десятилетия торговых и производственных цепочек. Напомню, по данным Евростата доля России в импорте ЕС в период с февраля 2022 года сократилась с 9,5% до 2%, в экспорте — с 3,8% до 1,4%, прямой урон европейских компаний превысил 100 млрд долларов», — пояснил Сипров.
Наконец, продолжил он, даже при фантастическом сценарии моментальной нормализации отношений между странами ЕС и Россией, последствия от этих бездумных и антирыночных мер для европейцев необратимы, — мировая торговля переформатируется, а замещение дешевого российского импорта привело к дополнительным затратам. Причем, если эту антироссийскую кашу страны ЕС заварили сообща, расхлебывать последствия придется индивидуально.
«Пожалуй, каждый, кто хоть немного следит за развитием событий, интуитивно назовет самой пострадавшей страной Германию. ФРГ опустилась в списке ведущих европейских торговых партнеров России со второй позиции на седьмую-восьмую, сокращение поставок российских энергоносителей запустило в стране процесс деиндустриализации, сначала обвалился немецкий химпром, потом — машиностроение, автомобильная промышленность; высокотехнологичные производства или закрываются, или выводятся в США и КНР. Антироссийские санкции стали ключевым катализатором падения национальной экономики ФРГ, за прошлый год она, по явно приглаженным данным Евростата, сократилась на 0,3%», — пояснил Сипров.
Но, добавил политолог, это отнюдь не самые высокие показатели в ЕС. По итогам 2022 года из-за тотального свертывания торгово-экономических отношений с Россией ВВП Финляндии упал на 2%, в прошлом году — на 1%. Экономика Дании потеряла в 2022 году 1%, в 2023-м — темп спада замедлился, оценивался в 0,1%.
«Североевропейская страна сама вогнала свою экономику в состояние рецессии — во всяком случае и пивоваренную компанию Carlsberg, и глобального логистического оператора Maersk из России никто не выгонял — сами ушли, сами лишились в общей сложности порядка 2 млрд долларов гарантированного годового дохода. Но свято место пусто не бывает — по традиционным статьям российского импорта в странах ЕС нашли альтернативных поставщиков», — уточнил собеседник.
А вот круг главных выгодоприобретателей от санкций уже сложился. Наибольшую пользу, по мнению эксперта, получили США и Великобритания, а также некоторые традиционные сырьевые экспортеры, например Норвегия. Так, доля импорта нефтепродуктов из России снизилась с 30% в первом квартале 2022 года до 3% в первом квартале 2024 года. За этот период выросли доли США, Норвегии и Саудовской Аравии. Доля России в импорте никеля снизилась на 36%, а доли Соединенных Штатов, Норвегии и Соединенного Королевства увеличились на 11%, 9% и 5% соответственно.
«Снижение российских поставок природного газа частично заместили дополнительными закупками в США (+22%), Норвегии (+21%) и Алжир (+18%). Сокращение поставок российских стали и чугуна европейцы компенсировали за счет Индии, Китая, Турции, Южной Кореи и все того же Соединенного Королевства. Что касается сжиженного природного газа — Америка буквально выкрутила европейцам руки и добилась доминирования в этом сегменте — на сегодняшний день 47% поставок СПГ в Европу осуществляется США. Россия пока удерживает 19% этого рынка, но очередной 14-й пакет санкций перекрывает возможности для ее прироста. Помимо США, в выигрыше от этого еще и британцы, контролирующие поставки СПГ в ЕС из Катара», — подытожил Вадим Сипров.
Впрочем, на все это в ЕС не обращают внимания. Как ранее сообщали эксперты, Европа готова даже мерзнуть без российского СПГ в угоду США.