Заговор султана. Останется ли Эрдоган президентом?

18 июня 2023 года в Турции должны пройти президентские выборы. 15 декабря в стране своеобразно стартовала президентская кампания — вероятного противника Реджепа Эрдогана мэра Стамбула Экрема Имамоглу приговорили к двум годам и семи месяцам тюрьмы за оскорбление власти. Однако приговор не успел вступить в силу, и оппозиция хочет добиться его отмены, чтобы сделать ставку на популярность Имамоглу и таким образом закончить 19-летнее правление «султана», как зовут Эрдогана в Турции. Впрочем, помочь ему может не только турецкая юстиция, но и Россия. А также, по мнению экспертов, свою роль могут сыграть и теракты в Стамбуле. 

   
   

За что посадили соперника Эрдогана?

«Те, кто отменил результаты выборов — идиоты», — эта фраза может стоить свободы 52-летнему Имамоглу, который собирается идти на президентские выборы 2023 года. 

В 2019 году политик выиграл выборы мэра Стамбула от оппозиционной силы «Альянс наций». Однако результаты выборов были отменены после того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) заявила, что у нее украли голоса. Аннулировать результаты призвал лично лидер ПСР, президент страны Эрдоган. ЦИК назначил перевыборы, на что и получил отповедь от Имамоглу. Повторные выборы оппозиционер вновь выиграл, причем даже с более впечатляющим отрывом, чем первые. Однако органы юстиции зацепились за его фразу. В Турции действует закон об ответственности за оскорбление представителей власти. Согласно ему, Имамоглу был не только осужден на тюремный срок, но и получил пятилетний запрет на политическую деятельность. Оппозиция усмотрела в этом попытку убрать популярного кандидата с выборов.

В тюрьму Имамоглу пока не попал — впереди предстоит апелляция. Прямо из здания суда он отправился на митинг сторонников, в котором приняли участие представители шести крупнейших оппозиционных партий. Они собираются выставить единого кандидата на выборы, и вполне вероятно, что им станет Имамоглу, если апелляция все же снимет с него обвинения.

Каковы шансы Эрдогана?

В последние месяцы дела у Эрдогана идут не так плохо, как в начале года. В ноябре его рейтинг одобрения достиг 47,6% и почти сравнялся с рейтингом неодобрения (47,8%) после падения до исторического минимума в 38% в августе 2021 года, свидетельствуют данные опроса компании Metropoll.

Падение популярности турецкого президента, который управляет страной уже 19 лет (с 2003, когда он стал премьер-министром), связано с непростой ситуацией в турецкой экономике и прежде всего с падением лиры. В начале января доллар стоил 13 лир, сейчас — 18 лир, а еще три года назад курс был всего 5 лир. Падение курса лиры привело к росту цен на все, от продуктов до электроэнергии и услуг, и подстегнуло инфляцию потребительских цен до 80%. Сейчас это один из самых больших уровней в мире. Рост зарплат между тем не успевает за галопирующими скачками курса.

Оппозиция считает, что реальные цифры могут быть еще плачевнее. Как заявляет группа турецких оппозиционных экономистов ENAG, потребительские цены в июне выросли на 175% по сравнению с прошлым годом.

   
   

На этом фоне блок из шести крупнейших оппозиционных партий собирается выставить единого кандидата на выборы.

Что будет делать Эрдоган?

После попытки переворота 2016 года Эрдогану удалось сосредоточить в своих руках множество рычагов власти, рассказывает aif.ru турецкий политолог Керим Хас: «Судебная власть сейчас в целом находится под его контролем, поэтому в Турции мало кто сомневается, что приговор Имамоглу Эрдоган чуть ли не лично нашептал судьям».

По словам эксперта, против мэра Стамбула Эрдоган выступил по двум причинам. «Во-первых, именно его он больше всего опасается, потому что Имамоглу — это фактически Эрдоган в молодости. Очень сложно сказать, каких именно политических воззрений придерживается Имамоглу. С исламистами он обсуждает мораль и нравы, с националистами говорит о великом прошлом Османской империи, с либералами рассуждает о свободе и демократии. Он может утром читать Коран в мечети, а вечером пойти танцевать танго с женой. Из-за этого у Имамоглу много сторонников среди бывшего электората Эрдогана, и турецкий президент опасается его больше других оппозиционеров, которые очень однобоки в своих взглядах и потому не имеют поддержки за исключением относительно небольших групп идейных последователей», — говорит Хас.

Во-вторых, устраняя Имамоглу с выборов, Эрдоган сеет ссору в оппозиционном блоке, который хочет выставить единого кандидата. «Если мэр Стамбула все же не сможет выдвинуть свою кандидатуру, там есть множество претендентов, которые бы хотели выдвигаться от единого блока, но никто из них не может похвастаться харизмой Имамоглу», — отмечает турецкий эксперт. Отстранение Имамоглу может привести к склокам в рядах оппозиции, а именно это Эрдогану и надо. 

Как Россия и курды влияют на выборы в Турции?

Некоторый рост рейтинга Эрдогана за последние месяцы обеспечила его внешняя политика. Во-первых, соглашения с Россией в Сочи позволили немного стабилизировать экономику. Среди прочего Эрдоган обсудил с Владимиром Путиным переход во взаимных расчетах с долларов на национальные валюты. Это может укрепить курс лиры. Да и в целом после ухода с российского рынка западных компаний отличные перспективы открылись именно для турецкого бизнеса, который наиболее смело сейчас заходит в Россию. 

Во-вторых, Эрдоган умело использует курдский вопрос в свою пользу, говорит Керим Хас. В Стамбуле осенью было два теракта, в которых обвинили курдов. Однако и место терактов (Стамбул — вотчина оппозиции и Имамоглу), и молниеносность, с которой его раскрыли турецкие правоохранители, заставляют думать, не были ли эти теракты организованы турецкими спецслужбами. «Мы не можем этого отрицать, потому что любые силовые действия против курдов очень нравятся избирателям Эрдогана. Вряд ли он решится на масштабную силовую операцию против Сирии, чтобы не портить сейчас отношения с Москвой, но вот провести еще одну операцию против курдов он может. А теракты в Стамбуле дали ему повод», — отмечает турецкий политолог.