За рулем никого. Британия переживает кризис из-за нехватки водителей

Очередь на заправку BP в Милтон-Кейнз. © / ANDREW BOYERS / Reuters

​Великобритания в последние дни пережила самый настоящий топливный кризис. Водители проводили многие часы на автозаправках в ожидании бензина, однако зачастую заполнить баки им не удавалось.

   
   

«Топлива нет»

Ряд британских СМИ поспешили обвинить в происходящем Россию, сославшись на то, что она устроила искусственный дефицит газа в Европе, что привело к росту цен на энергоносители. Однако большинство английских экспертов сочли, что данная сложная схема к реальной ситуации отношения не имеет.

Британские топливные компании сообщают, что в стране не существует реальной нехватки бензина и дизельного горючего. Проблема возникла на этапе доставки. Проще говоря, на АЗС не прибывает вовремя достаточное число бензовозов. Кое-где это стало приводить к тому, что сотрудники заправок вывесили объявления «Топлива нет».

А дальше все пошло по классической схеме — водители, увидевшие такие таблички, стали спешить заправиться впрок и наполнить канистры, и постепенно ажиотаж превратился в настоящую панику.

Британские СМИ публикуют кадры стычек в очередях, в которых разгневанные англичане дерутся в борьбе за право добраться первыми до заветного топлива. Кроме того, в последнюю неделю на Туманном Альбионе участились случаи воровства бензина — злоумышленники сливают топливо у припаркованных машин.

Рукописные объявления об отсутствии топлива на заправке Shell в Манчестере. Фото: Reuters/ PHIL NOBLE

Англичане знакомятся с реалиями последних лет СССР

Правительство Великобритании обещает взять ситуацию под контроль, признавая, правда, что на полную стабилизацию положения может уйти около месяца.

Пока же в качестве чрезвычайной меры за руль бензовозов сажают шоферов-военнослужащих, которые проходят трехдневные курсы обучения вождению данного вида техники.

   
   

Топливный кризис не единственная проблема Великобритании. Наблюдаются и перебои в поставках продовольствия в магазины. Причем настолько серьезные, что периодически британские домохозяйки чувствуют себя в роли советских женщин накануне развала СССР. Эксперты делают мрачные прогнозы, обещая, что с острым дефицитом товаров в магазинах британцы столкнуться и накануне Рождества.

При этом дело вовсе не в том, что продуктов нет. Ни топливо на АЗС, ни товары в супермаркеты не удается вовремя доставлять со складов. Дает сбои ранее отлаженная, как часы, система поставок.

О проблеме открыто говорят и члены правительства, и оппозиция — Великобритании катастрофически не хватает водителей грузовиков.

Министр транспорта Грант Шаппс в интервью телеканалу Sky News заметил: «У нас не то чтобы нехватка бензина в стране. Нам просто надо сделать так, чтобы люди заправлялись тогда, когда им нужно заправиться, вместо того, чтобы думать: поеду-ка я дозаправлюсь на всякий случай, а то вдруг мне нужно будет куда-то отправиться на следующей неделе или через неделю».

На заправке BP в южном Лондоне закончилось топливо. Фото: Reuters/ TOBY MELVILLE

Некому рулить

Для того, чтобы обеспечить высокий спрос, бензовозы должны курсировать между хранилищами топлива и АЗС чаще. Но сделать это невозможно, потому что сажать за руль некого.

Об этой проблеме начали говорить еще в период «Брекзита». Дело в том, что дефицит водителей в Британии покрывался за счет шоферов, приезжавших из других стран Евросоюза. Выход Великобритании из ЕС серьезно усложнил правила работы иностранцев, что вызвало отток водителей. А пандемия COVID-19 и введенный карантин нанесли еще один удар — те гастарбайтеры, что продолжали работать, вынуждены были уехать на родину, поскольку их заработки сократились почти до нуля.

По данным британских грузоперевозчиков, страну за два года покинули около 25 000 водителей-дальнобойщиков. Общий дефицит водителей большегрузов в Великобритании оценивается примерно в 90 000-100 000 человек. Если учесть, что до пандемии на Туманном Альбионе трудилось около 600 000 шоферов-дальнобойщиков, дефицит рабочих кадров выглядит очень серьезной проблемой.

Все дыры армией не заткнешь

Издание Financial Times отмечает, что водители, приезжавшие в Англию на заработки, и раньше называли условия труда в этой стране одними из худших, а после «Брекзита» проблем стало на порядок больше. Во-первых, стали жестче контролировать знание английского языка, во-вторых, усложнился порядок трудоустройства. В результате шоферы-гастарбайтеры стали делать выбор в пользу континентальных государств.

Заменить трудовых мигрантов некем — у британской молодежи профессия дальнобойщика энтузиазма не вызывает. Средний возраст британского водителя-профессионала сегодня составляет 57 лет, и никаких признаков изменения ситуации в лучшую сторону нет. Поэтому и приходится спасать ситуации за счет привлечения армейских водителей. Но это мера экстренная, и постоянно ей пользоваться не получится. Не говоря уже о том, что Вооруженные Силы Ее Величества не в состоянии полностью закрыть дефицит в 100 000 человек.

Я в «водилы» не пойду, пусть меня не учат!

Спасения Великобритании в вопросе нехватки водителей пока не видно. Прежде всего потому, что в континентальной Европе происходит тоже самое, пусть там пока дело до пустых полок и очередей на АЗС не доходит.

По данным компании Transport Intelligence, занимающейся аналитикой в области логистики, общий дефицит водителей грузовиков в странах Европы составляет около 500 000 человек. Все указывает на то, что показатель этот в ближайшие годы будет стабильно расти.

В самой «автомобильной» стране Евросоюза — Германии — согласно прогнозам Всемирного банка, в ближайшие годы появится до 150 000 свободных вакансий дальнобойщиков, которые некем будет закрыть. Социологи констатируют: средний возраст немецкого водителя-профессионала достиг 55 лет, и молодые немцы, так же, как и молодые британцы, работать в перевозках не желают.

Аргументы молодежи таковы — работа непрестижная, тяжелая и недостаточно хорошо оплачиваемая. И переломить подобное отношение не представляется возможным.

Между тем, потребности в водителях только растут. Коронавирус дал резкий толчок развитию сферы онлайн-продаж, и здесь автоперевозки играют ключевую роль.

Шоферов не хватает везде. Ситуацию спасут только автопилоты?

Сейчас Европа спасается за счет перетока водительских кадров из стран Восточной Европы, прежде всего Прибалтики, Украины и Белоруссии. При этом работают шоферы на износ, в крайне сложных условиях, получая по европейским меркам не самую высокую зарплату.

Но и здесь ресурсы небезграничны. Россия и страны Восточной Европы тоже сталкиваются с тем, что в профессиональные водители сейчас идут крайне неохотно. Согласно данным ежегодного опроса Международного союза автотранспорта (IRU), в РФ в прошлом году не удалось найти людей на 17 процентов от общего числа водительских вакансий. Дефицит чуть менее выраженный, чем в Европе, но все равно крайне серьезный. Возраст российского водителя-профессионала меньше, чем у западных коллег — в среднем от 45 до 50 лет. Тем не менее и российская молодежь не стремится за баранку ровно по тем же причинам, что и их европейские сверстники.

Кому-то выходом кажется появление грузовиков-автопилотов, испытания которых активно идут в различных странах мира. Наверное, это революционное решение действительно было бы лучшим выходом из положения. Но вряд ли это произойдет уже завтра.

Так что риск того, что англичане увидят пустые полки магазинов под Рождество, никуда не исчезает.