Юанем по Тайваню. Экономические последствия визита Нэнси Пелоси

Нэнси Пелоси поднимается на борт самолета перед вылетом из Тайваня. © / Reuters

Во всем мире следили за остросюжетным событием под названием «визит Пелоси». Несмотря на китайские угрозы, самолет со спикером палаты представителей США благополучно приземлился в аэропорту Тайбея. Пекин ответил в военном измерении (провел учения в непосредственной близости от Тайваня) и дипломатическом (послу США в КНР был заявлен протест).

   
   

Но у вызвавшего столько споров визита Нэнси Пелоси есть и экономические последствия. Так, агентство Bloomberg сообщило, что крупнейший производитель ионно-литиевых аккумуляторов для электромобилей, китайская компания CATL, занимающая треть мирового рынка, отложила строительство завода в США. По проекту инвестиции должны были составить более 5 млрд долларов, запуск предприятия обеспечил бы 10 тыс. новых рабочих мест.

Кроме того, с 3 августа КНР запретил поставки на Тайвань природного песка, остро необходимого островной строительной индустрии. А еще китайские специалисты обнаружили в тайваньских морепродуктах и цитрусовых различных вредителей и даже возбудителей инфекции COVID-19, и, разумеется, запретили ввоз зараженных продуктов на свою территорию.

Гнев Пекина в виде прямых запретов на всякое взаимодействие обрушился на Тайваньский демократический фонд и Международный фонд развития, а также некоторые энергетические, медицинские и телекоммуникационные компании Тайваня.

«Китай никогда и не скрывал экономическую угрозу по отношению к Тайваню, — поясняет директор института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов, — КНР является основным партнером для островитян, у Тайваня положительное сальдо торгового баланса с Китаем, поэтому спектр инструментов экономического давления у Пекина широк. При этом косвенно может пострадать и американская экономика. Дело в том, что многие тайваньские предприятия, чей сбыт ориентирован во многом на рынок США, расположены на территории КНР (Acer, Foxconn, прочие). Здесь есть нужные им редкоземельные металлы, дешевле рабочая сила, удобнее логистика. Если власти Китая применят какие-то санкции к этим предприятиям, то нанесут серьезный удар и по США как основному потребителю их продукции.

Кроме того, нужно помнить, что Тайвань в силу природно-климатических факторов вынужден многие продуты питания закупать извне. Если конфликт углубится, то Китай сможет организовать эффективную блокаду острова. До голода, конечно, дело не дойдет, но понервничать придется».

За 2021 год товарооборот между Китаем и Тайванем превысил 300 млрд долларов. Лишь за год на территории КНР было создано 5923 новых компаний с тайваньским капиталом. Кажется недальновидным ставить под угрозу столь мощное и взаимовыгодное сотрудничество из-за одного иностранного визита в Тайбэй, но вопрос территориальной целостности для Китая явно важнее. Нам остается надеяться, что политики в Пекине, Тайбее и Вашингтоне найдут взаимоприемлемое решение, ведь в противном случае негативные последствия распространятся на весь мир.