«Ядерный визит» Шойгу. Министры обороны ОДКБ отказались от Хиросимы

Сергей Шойгу и Виктор Хренин. © / Минобороны РФ

Министр обороны России Сергей Шойгу ездит в Минск как к себе домой. Вернее, как к родственникам, которых часто навещает, — то во время совместных военных учений, то для согласования «рабочих моментов». Нынешняя его поездка в Белоруссию на встречу глав военных ведомств ОДКБ не то чтобы «туманна», но, помимо общих тем обсуждений на таком уровне, Шойгу озвучил ряд знаковых позиций. А вот «незнаковые» остались вроде как за кадром.

   
   

Россия если что прикроет

Одним из основных лейтмотивов этой минской встречи министров обороны ОДКБ было подписание документов, определяющих порядок содержания на территории Белоруссии российского ядерного оружия. Речь не о баллистических ракетах или бомбах с «начинкой», а о тактическом ядерном оружии (ТЯО), которое может поместиться даже в 152-мм снаряд. Сергей Шойгу и его белорусский коллега Виктор Хренин определили порядок содержания этих боеприпасов в специальных хранилищах. Именно в специальных арсеналах, не на позициях артиллерийских батарей, комплексов «Искандер-М» или на военных авиадромах в соседних с самолетами-носителями ангарах.

«Здесь, в этой, так сказать, „сделке“ между Россией и Белоруссией по ядерному оружию есть двоякий акцент, — рассказал aif.ru аналитик и военный эксперт Александр Зимовский. — С одной стороны, лишний раз подтверждается сам факт наличия на территории Белоруссии российских тактических боеприпасов, что служит „сигнальчиком“ для стран НАТО. Мол, мало ли, а если вдруг. С другой — Шойгу и Хренин подписывают документы, что боеголовки ТЯО будут „прикопаны“ до поры до времени.

Другой нюанс с „ядерным чемоданчиком“ — обсуждение темы проходит публично, а не за закрытыми дверями. Озвученная информация для представителей военных ведомств ОДКБ — это информация в открытом доступе, произнесенная фактически публично. И это озвучивание предназначено в первую очередь для генералов НАТО, а никак не Казахстана, Армении, Таджикистана или Киргизии. Там ТЯО точно за ненадобностью, по крайней мере сейчас. А вот факт их наличия в Белоруссии — это знаковая тема».

Следует отметить и такой факт о встрече министров обороны стран ОДКБ в Минске — ситуация в СВО на Украине на ней не обсуждалась. Москва не зовет партнеров по Организации договора о коллективной безопасности для участия в спецоперации. Да и сами они не горят особым желанием в ней участвовать, по крайней мере на официальном уровне. Белоруссия от этой темы тоже дистанцировалась с самого начала, но предоставила территорию для размещения военных сил.

«У Минска сейчас главное опасение — это вероятность экспансии со стороны Польши, имеющей претензии на ряд белорусских территорий, — рассказал aif.ru военный эксперт Борис Джерелиевский. — Это действительно реальная опасность для Белоруссии, которой самостоятельно выдержать натиск стран НАТО будет невозможно. Отсюда и заявления о дальнейшем развитии стратегических союзнических отношений с Россией в военной сфере. Отсюда и готовность к размещению ядерных вооружений. Минск отчасти рассчитывает и на поддержку ОДКБ, может, не военных контингентов стран Договора, но хотя бы оружием и боеприпасами. Надежда, конечно, в большей степени на Россию. Ну, а она, конечно, прикроет».