«Выбираем ускорение». Токаев объяснил Западу путь Казахстана

Касым-Жомарт Токаев. © / akorda.kz

Статья Токаева называется «Турбулентность в Евразии не замедлит прогресс Казахстана». В первой части размышлений казахстанский лидер сосредоточился на спецоперации России по денацификации и демилитаризации Украины. Называя происходящее «трагедией, масштабов которой европейский континент не испытывал давно», президент напоминает американским читателям, что всего два месяца назад Казахстан пережил собственную трагедию, когда общенациональные демонстрации переросли в беспрецедентное за 30 лет независимости страны насилие.

   
   

«Мы всё ещё приходим в себя от этих ран, но мы полны решимости извлечь уроки и смело решать проблемы и двигаться вперёд. Евразия всегда была динамичным регионом, но необходимо приложить согласованные усилия, чтобы сохранить его мирным, открытым и процветающим. Как президент Казахстана — крупнейшего постсоветского государства после Российской Федерации — я должен бороться за эти цели», — пишет Касым-Жомарт Токаев.

Президент крупнейшей центральноазиатской страны надеется на быстрое и справедливое разрешение конфликта в соответствии с Уставом ООН, предлагая себя в качестве международного посредника. «Как государства, имеющие самую протяжённую границу в мире, Казахстан и Россия поддерживают особые отношения взаимного сотрудничества. Между тем, у нас также есть глубокие традиции дружеских отношений с Украиной. Мы уважаем её территориальную целостность, как это делает подавляющее большинство стран мира. Я нахожусь на прямой связи с президентами Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, призывая к диалогу и мирному урегулированию боевых действий», — отмечает глава республики.

Фото: akorda.kz

Решить проблему неравенства

Далее Токаев знакомит читателей американского журнала с внутриполитическим развитием Казахстана. Президент сообщает, что страна приступает к беспрецедентной децентрализации государственной власти и, как следствие, усилению системы сдержек и противовесов.

«Коррупция и кумовство недопустимы. Концентрация политической власти и накопление богатства в руках немногих должны быть обращены вспять, если страна хочет процветать, — говорит Токаев. — Политическая власть будет перебалансирована, переходя от «суперпрезидентской» к «нормативной президентской» модели правления».

Благодаря новым конституционным поправкам, продолжает президент, полномочия Парламента РК будут усилены, будут сняты барьеры для формирования новых политических партий, что обеспечит политическое разнообразие. Кроме того, конституционные изменения отдадут больше полномочий акимам (руководителям) районов, городов и сельских округов. Отныне они будут полностью подотчётны народу.

К теме несправедливого накопления богатства президент Казахстана возвращается вновь и вновь, обещая, что «огромные богатства, накопленные олигархами и их монополиями, будут перенаправлены на рабочий и средний классы этой страны». В другом месте Токаев подчёркивает: «С экономической точки зрения наша система должна работать для всех людей, а не только для очень немногих, как это часто бывало в прошлом».

   
   

Таким образом, красной нитью в токаевской статье проходит необходимость срочного решения проблемы неравенства.

«Эти реформы представляют собой переломный момент для нашего народа. Мы выбираем ускорение, а не стагнацию. И мы полны решимости», — констатирует Токаев, будучи уверенным, что партнёрство на международном уровне с Европой и США является «единственным способом построить лучшее общее будущее мира и процветания». «Только вместе мы сможем направить Евразию к этой цели», — считает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Фото: akorda.kz

В поиске золотой середины

По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, Казахстан оказался между двух огней: «С одной стороны — Россия, которая борется за правое дело, с другой стороны — огромные западные коалиции».

«Казахстан, как и многие страны, — Китай, Индия, Бразилия, Турция — пытается найти некую золотую середину, которая позволила бы в таких условиях не испортить отношения ни с одной, ни с другой стороны, — прокомментировал телеграм-каналу KeyNews кандидат политических наук Марков. — Статья президента Токаева в американской газете объясняет эту ситуацию. Я думаю, что это — не нейтралитет, а попытка быть вне этой борьбы, остаться вне той схватки, в которую с одной стороны вступила Россия, а с другой — США, Великобритания и Евросоюз».

Политолог полагает, что «в России с пониманием относятся к такой позиции». «Россия понимает, что для неё главное — выстоять в этом конфликте, выйти из него победившей, в силе. Тогда все наши отношения будут восстановлены. Россия не собирается давить на Казахстан с целью занять какую-то позицию. Но Казахстан будет всё больше и больше сталкиваться с нарастающим давлением США и Евросоюза, которые будут от него требовать занять какую-то позицию. И в этих условиях страны, которые придерживаются нейтралитета — Индия, Китай, Турция и Казахстан, который занимает позицию неучастия, — вызывают благодарность России», — заключил Сергей Марков.

А директор Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ профессор Магомед Омаров считает самым главным и важным то, что Казахстан не поддерживает санкции против России.

«Это важно. Казахстан будет продолжать поддерживать нормальные торговые и экономические отношения с Россией, но вместе с тем не будет напрямую способствовать обходу санкций. Как и Китай.

Позиция неучастия Казахстана в политическом конфликте связана с огромным давлением на Казахстан со стороны США и Евросоюза. Кроме того, в стране присутствует много американских и британских компаний. Именно поэтому президент озвучил взвешенную и выверенную, по-настоящему восточную позицию. Кто понимает, тот поймёт смысл и целеполагание этой статьи.

А отношения с Россией развиваются в рабочем порядке, руководители созваниваются, обмениваются мнениями, все рабочие контакты по линии министерств и ведомств достаточно эффективно работают и будут работать напрямую. Другого выхода нет — у нас огромная граница, общие традиции и экономические связи», — уверен профессор Магомед Омаров.