Всенародное «нет». Греция отвергла экономический план Евросоюза

Первые прогнозы оказались самыми верными

Самый ожидаемый референдум современности, прошедший 5 июля в Греции, завершился результатом, который изначально предсказывало большинство экспертов.

   
   

Подведение итогов голосования в Греции возложено на МВД. В ночь на 6 июля ведомство огласило результаты подсчёта всех 100 процентов бюллетеней. «За» принятие европейских условий по программе экономической помощи стране проголосовали 38,69 процента греков, «против» — 61,31 процента.

Примерно таких итогов специалисты ожидали сразу после того, как проведение референдума было официально утверждено. Однако в последующие дни появилась информация со ссылкой на данные различных социлогических опросов, что разрыв между сторонниками и противниками принятия условий Евросоюза минимален. Такие данные появлялись даже в день голосования.

Было ли это ошибкой социологов или попыткой таким образом надавить на колеблющихся, теперь уже неважно. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас, инициировавший референдум, одержал победу. Лишь в двух регионах Греции разрыв между теми, кто голосовал «за», и теми, кто голосовал «против», оказался минимальным, а в остальной Греции прозвучало уверенное «нет».

«Сегодня мы доказали, что демократию нельзя шантажировать»

Главный вопрос, которым задаются и в Греции, и в остальной Европе — что дальше?

Первым практическим результатом референдума стала отставка с поста лидера партии «Новая демократия» Антониса Самараса. Бывший премьер-министр Греции был главным сторонником нового соглашения с ЕС, и голосование греков «против» расценил как личное поражение.

Как заявил Самарас, это решение он принял для того, чтобы страна избежала «ещё более тяжёлого развития».

   
   

Уходя, политик призвал своего главного оппонента, нынешнего премьер-министра Алексиса Ципраса, достичь нового соглашения с кредиторами в течение ближайших 48 часов. О таких планах заявлял глава минфина Греции Янис Варуфакис. Позднее министр уточнил, что Греция может достичь соглашения в эти сроки, однако это не означает, что это обязательно произойдёт.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас после обнародования итогов референдума заявил: «Сегодня мы доказали, что демократию нельзя шантажировать».

Одновременно Ципрас подчеркнул, что отказ от программы еврокредиторов не означает разрыва с Европой. А спецпредставитель Греции на переговорах с кредиторами Евклид Тсакалокос подчеркнул, что правительство не рассматривает вопрос о вводе новой валюты в стране.

Заявления Ципраса и представителей его правительства, сделанные по итогам референдума, логично вписываются в версию тех экспертов, которые полагали, что при помощи вынесения вопроса о принятии условий ЕС власти Греции хотят получить весомый аргумент в дальнейших переговорах.

Вечный русский вопрос для Европы

Непонятно, однако, насколько этот козырь окажется убедительным для ведущих политиков Евросоюза.

Греческий бунт грозит стать заразительным. Меры жёсткой экономии с урезанием социальных расходов в качестве инструмента преодоления кризиса ЕС рекомедовал не только Греции. Если нежелание греков «затягивать пояса» будет учтено Евросоюзом при утверждении новой программы помощи, то аналогичные требования зазвучат и в других экономически неблагополучных странах ЕС.

Ближайшие два дня обещают быть жаркими для европейских политиков. На 6 июля уже запланирована целая серия двусторонних консультаций по греческой проблеме. 7 июля страны ЕС собираются провести по тому же вопросу экстренный саммит.

Пока же ведущие политики стараются быть сдержанными в высказываниях. Пресс-служба канцлегра Германии сообщила, что Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд в ходе телефонной беседы согласились, что итоги греческого референдума нужно уважать.

А вот министр финансов Словакии Питер Казимир оказался не столь осторожен, написав в «Твиттере», что Грецию ждёт «быстрый и жёсткий ответ».

«Быстрый и жёсткий ответ», однако, сулит серьёзные проблемы не только самой Греции, чей долг на сегодняшний день составляет свыше 300 миллиардов евро. Загнанные в угол греки, которым уже нечего терять, могут решиться и на выход из Евросоюза, и на введение собственной валюты, а это, в свою очередь, повлечёт огромные экономические потери для тех, кто останется в ЕС.

Президент немецкого Бундесбанка Йенс Вайдман на заседании правительства ФРГ предупредил, что в случае выхода Греции из еврозоны Бундесбанк не сможет переводить в госказну сумму, которую он переводит обычно. Речь идёт о 2,5 миллиарда евро в год. Вайдман подчеркнул: имеющихся у банка 14,4 миллиарда евро резервов не хватит в случае кризиса единой европейской валюты, который неизбежен при отказе от неё Греции. Глава Бундесбанка призвал учесть возможные потери при планировании бюджета страны.

Германия на сегодняшний день остаётся финансовым оплотом ЕС, но даже в этой стране продолжение греческого кризиса может серьёзно подорвать экономическую стабильность.

И потому вечный российский вопрос «Что делать?» сегодня стал как никогда актуален и для Европы.