Как мало мы знаем о нашем общем прошлом, которое, уверен, способно лечить сегодняшние раны недопонимания. Недавно Казахстан отмечал 125-летие выдающегося писателя Мухтара Ауэзова, чей роман-эпопея «Путь Абая» вошел в сокровищницу мировой литературы XX века. В России этот юбилей прошел незамеченным, будто и не было Сталинской и Ленинской премий Мухтару Омархановичу, будто легендарная 200-томная «Библиотека мировой литературы» на русском языке не была украшена «Путем Абая».
А ведь в Советском Союзе о Валиханове помнили, да еще как (несмотря на то, что тот работал, скажем так, на идеологически враждебный советской власти царский строй). Посмотрите, как проникновенно писал о нем известный советский историк А. Лурье: «Казахский народ с полным основанием гордится своим преданным и талантливым сыном — ученым, исследователем и бесстрашным путешественником Чоканом Валихановым. Он предпринимал путешествия, нередко сопряженные с опасностью для жизни, с большой затратой сил и средств для того, чтобы добыть ценные материалы, редкие рукописи, древнее оружие, предметы домашнего обихода и религиозного культа».
В царское время сочинения Валиханова вышли отдельным томом Русского географического общества, а уже в Советской России несколько раз повторно переиздавались. Исследователь Средней Азии академик Николай Веселовский оценил короткий жизненный путь казахского ученого так: «За неполных тридцать лет Чокан сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».
В российском Омске сохранилось здание кадетского корпуса, где полтора столетия назад учился Валиханов (в 2021 году омские власти наконец-то приступили к реконструкции этого величественного здания, как никак в следующем году старейший военный вуз России будет отмечать 210 лет). В библиотеке Омского кадетского корпуса до сих пор хранятся книги, по которым впитывал военную науку юный казах Чокан. Например, «Учебныя руководства для военно-учебныхъ заведений. География Российской империи. — Санкт-Петербургъ, 1841 г.».
Из Омского кадетского корпуса вышли основатели станиц Верный (ныне Алматы) и Кокчетав Иван Карбышев (родственник Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева) и Михаил Казачинин, а также выдающийся географ Григорий Потанин, ставший без преувеличения «русским братом» Чокана.
Именно в Омске Достоевский познакомился с Валихановым, назвав его «первым казахом, образованным по-европейски». Писатель прочил другу великое будущее в союзе с Россией. Он писал молодому ученому: «Лет через семь-восемь Вы бы могли так устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно полезны своей Родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в то же время служить своей Родине просвещенным ходатаем за нее у русских. Судьба же сделала Вас вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу, и сердце».
Удивительно, но эти строки актуальны и ныне (Достоевский — пророк!). Вот кто бы сегодня «растолковал в России», что к Казахстану надо относиться максимально бережно, буквально следуя формуле «Восток — дело тонкое» и убив в себе соблазн похайпить на «вкусной» теме межэтнических конфликтов. Тем, объединяющих наши страны, поверьте, очень много — от одного только взаимного туризма дух захватывает. Ну вот, реально подошло время «просвещенных ходатаев», способных достучаться (прежде всего, на компьютерных клавиатурах) до российского и казахстанского обществ, пока абсолютно не понимающих, кто их, живших в мире и согласии со времен Достоевского и Валиханова, столь стремительно стравливает.